Десять наблюдений о благовестии

Одиннадцать человек, включая меня, должны были написать свои наблюдения о благовестии. Не знаю, что сделали со своими статьями другие десять, а я вот свою решил поместить сюда.


Первое, что я хочу сказать: благовестие – это то, что христианам делать необходимо. Бог дал нам заповедь благовествовать (напр. Матф.28:19) и здравый смысл подсказывает нам, что нужно благовествовать. Если бы никто не благовествовал, мы бы тоже не уверовали. Бог благовествует этому миру, используя нас как средства благовестия. Нужно дать Ему использовать себя.

Я почти не встречал христиан, которые не желали бы благовествовать. Не помню, чтобы я когда-нибудь не хотел благовествовать. С первых дней мне хотелось рассказать о Боге своим друзьям, знакомым, коллегам на работе. Молодежь в той моей первой церкви, где я покаялся, всегда откликалась на призыв о помощи в благовестии. Единственный раз, когда парень отказался помогать, сославшись на нежелание делать это, был один из моих двоюродных братьев. Но он, скорее всего, не был рожден свыше, он даже вскоре отпал от Христа. Другой мой двоюродный брат никогда не говорил, что не хочет благовествовать, и он до сих пор посещает церковь и участвует в служении. Можно привести и другие примеры из своего скромного опыта, из чего я делаю простой вывод: если христиане не благовествуют, то редко это связано с нежеланием. Есть другие причины: не умеют или не видят возможностей, может быть, боятся. Не нужно их ругать за то, что они не свидетельствуют о Христе, нужно помочь им делать это. Если кого-то и бранить, то в первую очередь самих себя, за то, что не смогли помочь им благовествовать.

I. ОБ ОГРАНИЧЕННОСТИ МЕТОДОВ

Иногда мы пытаемся помочь верующим благовествовать, обучая их методам, но наши методы часто похожи на попытку напялить одни башмаки на разные ноги. В обыденной жизни мы так не поступаем. Даже если бы нам пришлось работать в обувном магазине консультантами, мы бы и без специальной подготовки знали, что каждой ступне нужен свой размер. Но, обучая благовестию, мы обуваем всех благовестников одинаково. В результате, одни люди хромают, другие скидывают чеботы и ни о какой «готовности благовествовать мир» (Еф.6:15) уже не может идти. Однако апостол Павел увещал о готовности обуваться в сандалии благовестника, но не говорил, что в мире есть только одни сандалии на всех и на все времена. То, что подходит одним людям, не подходит другим, то, что годится для одной культуры – не годится для другой, то, что работало в одно время – не работает в другое.

Сколько их было, этих учителей, которые «нашли золотую жилу» благовестия, но которая, как оказалось в последствии, является не жилой, а большой позолоченной и пустой болванкой. Приходилось попотеть, чтобы извлечь ее из земли и обнаружить ее непригодность. За эти годы к нам приезжало много наставников, которые где-то за тридевять земель достигли небывалых успехов в благовестии с помощью примененных ими методами. По их совету мы показывали евангелизационные фильмы, организовывали масштабные призывные собрания, «приводили» своих близких ко Христу с помощью специальных книжечек, внедряли в церкви ячеечные структуры. Кое-что из этого, конечно же, приносило свои плоды, иное – почти нет. Но все эти эксперименты одному точно научили нас (по крайней мере, должны были научить): не существует волшебных методов благовестия, освоив которые, мы тут же сможем косить густую ниву и вязать жирные снопы. Божья благодать, изливаемая на людей – вот что приносит большие плоды, а методы – всего лишь средства, которые без благодати – есть пшик.

Порой какой-нибудь пастор, посетив любопытную конференцию, возвращался домой окрыленный новой технологией привлечения неверующих. Ближайшие месяцы, а то и годы он пытался внедрить ее в своей церкви, но вскоре понимал, что это не работает. Так было с упомянутым выше благовестием с помощью ячеечных церквей. В одном городе образовалась молодая церковь, где парни, увлеченные евангелизационым взрывом ячеечных церквей в Южной Корее, решили внедрить это ноу-хау у себя. Они думали, что достаточно сделать все как у тех христиан в восточной Азии, и церковь начнет расти как на дрожжах, удваиваясь в количестве каждые полгода. «Сегодня у вас семь человек, через полгода – четырнадцать. Еще через полгода – двадцать восемь. И так далее…» - думали они.

Промучившись некоторое время и получив более чем скромные результаты, они решили, что делают не все в точности как корейцы. Тогда они берутся за очередную благоглупость, еще большую чем первая: изучают всю корейскую литературу в точности до запятой, надеясь, что если не адаптировать метод под Россию, а вместо этого следовать всему до мельчайших подробностей, то тогда можно добиться желаемого. Попробовали. Но их мечта не сбылась. Церковь так и не удваивается каждые полгода. Методы подвели. Эксперимент провалился.

В связи с изложенным выше, я делаю простой вывод: методы важны. Но они – не панацея, не волшебная палочка. Это всего лишь инструмент, и, как известно, каждый инструмент должен иметь свое место и время.

II. КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД

Несмотря на критику методов и, несмотря на то, что они не являются волшебной палочкой, мы должны признать, что они все же нужны. Хотя овощи вырастают не благодаря лопате, все же нужно чем-то копать грядки. Некоторые из вышеперечисленных методов можно назвать вполне удачными. Они не работали всегда и в одинаковой мере хорошо, но для своего периода были плодотворными.

В начале 90-х годов в России успешно проводились массовые евангелизации. Достаточно было распространить приглашения, расклеить афиши с объявлениями и в арендованном церковью или миссией зале уже можно было увидеть слушателей. Некоторые из них впоследствии приходили ко Христу. У себя в микрорайоне мы в свое время также проводили призывные собрания, как правило, на праздники – рождество и пасху. Поскольку миссионерскую работу у себя мы начали в 1994 году, нам удалось застать время, когда худо-бедно удавалось собирать слушателей. Мы также использовали показ фильма «Иисус», что тоже помогало нам иметь людей, готовых уделить время, чтобы послушать Евангелие.

Со временем подобные евангелизации стали малоэффективными. Пару раз, организуя специальные служения, мы обнаружили, что у нас есть христиане готовые петь, проповедники готовые поделиться вестью о Христе, есть помощники готовые взять на себя организационные вопросы, имеется литература, которую мы готовы подарить всякому пришедшему на наше мероприятие, но нет тех, кому можно проповедовать. Залы становились пустыми, за исключением может быть одного двух грешников, случайно попавших в наш зал. Мы радовались, что на такие собрания приходили хотя бы наши члены церкви, создавая тем самым массовку, дабы тем грешникам не было одиноко в пустом зале.

Нужно было искать новые методы. За эти четырнадцать лет мы еще успели попробовать исполнять Великое Поручение с помощью специальных курсов по изучению Библии (за что весьма благодарны заведующей одной библиотеки – она разрешила нам использовать читальный зал). Также мы занимались уличной евангелизацией. Еще раздавали евангелия, участвовали в телепроектах (например, «Надежда есть» и «Ощути силу перемен»), благовествовали и с помощью выносной библиотеки. Все эти методы какое-то время работали, но когда теряли эффективность, мы искали новые способы.

Под эффективностью я имею в виду не конечный результат, а возможность благовествовать. В том смысле, что когда нет никого, кому можно благовествовать, то благовестие становится как бы бессмысленным. Если ваш зал пустой, если на ваши занятия по изучению Библии никто не пришел и вам некому преподать подготовленный вами урок, если ваши книги в выносной библиотеке никто не берет, то Евангелие не может благовествоваться. Так в поисках новых методов мы пришли к тому, что нужно выпускать евангелизационную газету.

К счастью, средства массовой информации в нашей стране все еще в почете. Об этом я еще собираюсь сказать несколько слов ниже, но сейчас хочу обратить внимание на еще один способ благовестия: на предложение изучать Писание или основы христианского вероучения с помощью навязывания прохожим и жильцам домов. Несмотря на то, что лично я не люблю никому и ничего навязывать, должен признать, что этот метод оправдывает себя. Мы видим вечный пример этой истине, наблюдая за Свидетелями Иеговы. У них есть единственный способ распространения их арианской ереси, но он не устаревает. Эти еретики, не смотря на то, что их отовсюду гонят и всем они уже здорово надоели, не перестают настойчиво обходить квартиры и предлагать изучать их заблуждения. И имеют успех. Поистине, «сыны века сего догадливее сынов света» (Лук.16:8).

Я хочу закончить эту главу вторым наблюдением: не работает один метод – ищи другой. Неправильно складывать руки, если ваш любимый способ благовестия не работает. В конце концов, есть универсальный метод благовестия, который мы упомянули. Назовем его «Башня идет по квартирам». Или короче: «новоарианский метод».

III. СМИ

Эта глава тоже касается методов. Речь идет о благовестии с помощью вручения человеку литературы. Этот метод и в самом деле хорош. Настолько хорош, что его используют всюду. В том числе бизнесмены, рекламирующие свой товар. Знаю в Самаре магазин, где торгуют золотом. Проходя мимо него, всегда получаешь трактатик с якобы скидками на драгоценные украшения. Наверное, 99% всех прохожих, в чьи руки вручают те ненужные бумажки, выкидывают их в ближайшую мусорку. Но владелец магазина, зная об этом, остается все же непреклонен, он продолжает тратить средства на распространение рекламы. Думаю, это потому что она ему все же выгодна.

Помню как на пасторском совете председательствующий пару раз говорил о готовщемся выпуске специальной брошюры, которую можно раздавать неверующим при всяком удобном случае. Очень хорошая идея. Торрей в своей книжке по благовестию пишет: «Хороший способ начать разговор - это вручить человеку тщательно подобранную брошюру для чтения. После того, как он прочтет ее, вы можете спросить, что он думает по этому поводу». Замечательный совет. Но я хочу его модернизировать: дарить нужно не листовки, которые люди сейчас порой не удосуживают даже беглым взглядом, стараясь как можно быстрее избавиться как от мусора, а дарить нужно газету «До и после Рождества Христова».

У меня есть пару аргументов в пользу моего совета. Во-первых, газеты так не выкидывают, как выкидывают трактаты и листовки. Рекламные газеты, т.е. те, которые полностью состоят из рекламных блоков, выкидывают. Но такие, в которых есть что почитать, а не только реклама, люди оставляют себе и несут домой. Сыны века сего, бизнесмены давно прочуяли это явление и выпускают рекламные газеты лишь наполовину состоящие из рекламы. В мой почтовый ящик регулярно опускают такие и я, прежде чем избавиться от них, все же просматриваю страницы: из них можно узнать городские новости.

К сожалению, евангелизационая газета не может тягаться с сильными светскими газетами, потому что наши средства более чем ограничены. У нас нет денег на оплату гонораров авторам, вследствие чего с нами сотрудничают лишь волонтеры. А их мало. Было бы куда полезнее, если бы такие организации как миссия «Возрождение» или «Ощути силу перемен» вместо того, чтобы тратить огромные средства на мимолетные телепроекты, занялись бы выпуском какой-нибудь хорошей регулярной, евангелизационной газеты. Здесь снова нужно цитировать Лук.16:8, потому что сыны века сего давно влияют на этот мир с помощью регулярных СМИ. Мы до сих пор не хотим учиться этому. А ведь еще Наполеон некогда верно заметил: «Я больше боюсь трех газет, чем ста тысяч штыков». Следовательно, все, что нам нужно – это три хороших газеты. Их можно брать с собой куда угодно – в поезд, в автобус, в самолет. Просто подарите его вашему попутчику. Для этого не нужно много учиться благовествовать. Итак, это мое третье наблюдение: нужно использовать СМИ в благовестии.

IV. ГРАНЬ МЕЖДУ НАСТОЙЧИВОСТЬЮ И НАВЯЗЧИВОСТЬЮ

Здесь я буду краток. По моим наблюдениям, люди бывают навязчивы. Ты приходишь на рынок, не успеваешь подойти к прилавку, как продавец спрашивает: «Какой у вас размер?». Я бы предпочел, чтобы он дал мне сначала время рассмотреть товар, повыбирать самому что-нибудь. Вы заходите в салон связи перечислить деньги на свой телефон и заодно ради любопытства бросаете взгляд на прилавок, чтобы узнать, что там нового. Но продавец-консультант уже тут как тут. Он докучаем вам словами: «Вам что-нибудь подсказать?». «Да, будьте добры, где у вас выход?» - хочется сказать на это. Эта назойливость раздражает. Должны ли мы быть такими же занудами? Полезно быть настойчивыми, но нужно искать грань между настойчивостью и навязчивостью. Найти ее и держаться этой грани. Это было четвертое наблюдение.

V. ЕВАНГЕЛИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАСТОЯЩИМ

Еще одно наблюдение касается того, о чем можно прочитать в книжках Джона Мак-Артура «Благовествование Христово» и Вальтера Чантри «Евангелие сегодня». Евангелие должно быть настоящим, а настоящее оно тогда, когда в нем есть все, чему учил Христос: говорить о Святости Божьей, о греховности человека, о жертве Иисуса Христа, Сына Божьего, о покаянии, о новой жизни, в которой Христос является не только Спасителем, но и Господом.

Помню, как несколько лет назад из Москвы к нам приехали парни учить благовестию нашу молодежь. Они говорили, что нужно говорить о любви, но по-партизански молчать о существовании ада. Я спорил с ними. Прошло несколько лет, и я до сих пор остаюсь при своем мнении: люди должны знать всю правду, потому что Христос проповедовал всю правду. Показательна в этом отношении книга Джона Буньяна, который правильно описал путь настоящего обращения в своей книжке про пилигрима: человек перед покаянием чувствует бремя греха и страшится своего греховного положения. Это было пятое наблюдение: Евангелие нельзя изменять. Радостная весть будет тогда радостной, когда она не скрывает основные детали Евангелия.

VI. ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Теперь еще один важный момент, он также согласуется с тем, о чем пишет Чантри в той самой книжке. Дело в том, что люди, которым мы благовествуем, действительно могут не понять хорошо то, что мы им благовествуем, потому что в их умах нет христианского контекста.

Апостол Петр сказал небольшую евангелизационную проповедь в Иерусалиме и три тысячи человек в один день присоединились к верующим в Христа. Но эти люди уже многое знали перед проповедью: что Бог свят и велик, что все люди грешны, что существует Божье откровение, что Бог обещал послать Мессию в этот мир. Им оставалось узнать совсем немного и это немного уместилось в небольшую речь Петра. Но те, кому мы благовествуем сегодня, мало что знают о Боге и об остальном. Их нужно сначала научить, потому что в их головах царит религиозная путаница: смесь пелагианства с даосизмом, астрологией, приправленной суеверием с добавлением прочих, чуждых христианству мировоззрений.

Шестой вывод в связи с этим таков: нужно брать пример не только со Сторожевой Башни, но и с Адвентистов седьмого дня. Их евангелизации представляют собой обучение. Их призывные собрания проходят минимум дней десять, а иногда больше месяца. В течение этих дней они каждый вечер учат людей какой-то конкретной теме. Это правильно. Как видим, заблуждения, к сожалению, распространяют сегодня более эффективно, чем истину. Увы.

VII. НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ ПО ПОВОДУ НЕПРИЯТИЯ

Мы позволяем себе убиваться и, впадая в отчаяние, бросаем благовестие, потому что от нашего свидетельства никто так и не покаялся. Это обольщение. Нужно спокойно и хорошо делать свою работу, а результат вершит Бог. Давайте заниматься своим делом. Как сказал Жан Жак Руссо: «Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее». Иисус не волновался по этому поводу. Он учил апостолов не волноваться, а оттряхивать прах от своих ног (Матф.10:14). Просто благовествуй и все – вот мое очередное наблюдение.

VIII. ОПИРАТЬСЯ НА АВТОРИТЕТ

Нужно читать из Писания. Давать в руки Писание людям и просить самих прочитать нужный стих. Евангекубики – любопытная вещь. Четыре духовных закона – тоже не плохо, а даже еще лучше, потому что содержит цитаты из Библии. Но это книжонка тонкая и человек, глядя на то, как вы читаете из нее, думает про себя: «А кто ее написал?» Библию все же уважают, потому что она заслужила авторитет, а эти оранжевые брошюрки никто не знает. Так возьмите с собой Библию. Дайте человеку самому подержать ее в руках. Но не дарите. Пусть он сам постарается купить себе Библию или Новый Завет. Пусть поймет, что это – ценная книга, а не какой-нибудь толстый рекламный трактат, который суют в руки всем прохожим.

IX. БЫТЬ ГОТОВЫМ К ГЛУПЫМ ВОПРОСАМ

Петр об этом сказал так: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Люди порой задают глупые вопросы не только потому, что они чего-то «не догоняют». Глупые вопросы для многих безбожников – способ поиздеваться над вами. Пратт пишет по этому поводу: «Притчи содержат полезные указания о том, как защитить веру в Евангелие. Два стиха (Прит 26:4-5) учат отвечать глупцу и дают практические советы, как ему отвечать. …отвечая неверующему, нельзя отрекаться от Божьего откровения, следует стоять на позиции христианского мировоззрения». Мне кажется, Пратт прав в своем увещании. Еще он пишет: «С другой стороны, в Писании сказано: «отвечать глупцу по глупости его» (Прит 26:5) Это значит, что, защищая веру, нужно уметь использовать положения нехристианской философии». Опять он говорит правильно. Давайте готовить себя к провокациям. Нужно учиться, и если есть такая возможность – учиться в семинарии.

X. МОЛИТВА

Без этого совета просто невозможно обойтись. Молиться нужно много и часто. Повторю здесь избитую фразу: «Много молитвы – много силы». Не оригинально, зато истина! Лучше уже не скажешь. Просто нужно повторять эту фразу как девиз, раз этак по сто в день. И после каждого раза помолиться Богу о грешниках. Пожалуй, это самое краткое, но важное наблюдение. Можно даже не читать всё остальное: просто молиться, и Бог укажет путь благовестия. Впрочем, нельзя исключать, что этот мой скромный труд-наблюдения и есть ответ на чьи-то молитвы. Наверняка в них имеется хоть что-то полезное.

Олег Шорсткин

Комментарии

ИМХО - 18.03.2009 23:14:30

Надо же, как ровно полчилось: ни девять, ни одинадцать, а именно десять наблюдений!


Кегль - 20.03.2009 21:27:35

Вообще-то действительно можно больше сделать наблюдений полезных. Можно целую книгу написать про наблюдения.


Анита - 21.03.2009 15:01:01

Честно говоря я предпочитаю строить отношения с разными людьми- они мне интересны. Когда люди понимают, что мне не нужно от них ничего, мы просто общаемся, я молюсь о них, приходит момент и я говорю о Нем. Это как-бы порция. Потом еще наступает момент и ч-к готов слушать и слышать. Такая моя личная стратегия работает.


ИМХО - 21.03.2009 21:39:52

Поздравляю, Анита. Вы уложились в одно наблюдение.
Типа на все случаи жизни.


SHALENA - 24.03.2009 15:04:30

Рискую показаться нескромной, но у меня есть 11-е, известное всем:"Благовествуй постоянно и, если надо применяй слова." Больший эффект будет иметь благовестие то, где мы будем кормить неверующих не семенами, а плодами: мир, радость, покой, любовь (включая все виды помощи).
И еще больше нескромно для Олега: метод может быть эффективен абсолютно любой, если ты его не сам придумал или взял из удачного опыта, а получил лично из Первых Рук. Я лично не двинусь вперед Господа, только за Ним.


ИМХО - 24.03.2009 22:48:36

Шалере Васильне:
А скромно ли быть настолько не скромной?


Кегль - 26.03.2009 13:19:42

У меня есть двенадцатое наблюдение: помогает интернет. Например, есть христианские блоггеры, которые своими записями в блогах содействуют благовестию


shalena - 26.03.2009 13:29:50

ИМХе: я же сразу предупредила, мол не скромно.
Еще, чтобы быть честными до конца, надо бы разделить личное благовестие и церковное. Личное - постоянно. Церковное - по призыву ответственного за служение, а ответственному - по призыву Бога (где и когда).


Думало - 27.03.2009 17:47:04

Интересно бы узнать, что написали остальные 9 и почему вы должны были написать наблюдения.


Вадим Михайлов - 04.04.2009 15:54:55

Статья Олега Шорсткина в действительности очень и очень серьёзная хотя бы потому, что России снова нужно крещение, как 1020 лет тому назад. Старшее поколение прожило без Евангелия, и менять свою жизнь стремятся немногие пенсионеры. Молодёжь тоже всякая бывает. Есть и такая, которая сделала вывод из коммунистических гонений: "Будешь верующим -- сгноят и похоронят, как отцов наших преследовали за веру. Так что лучше жить без религии".

Первое, кому следует благовествовать -- это наши дети, жёны, родственники и близкие. "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа", "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари". Иногда бывает своим родственникам труднее благовествовать, чем незнакомым людям.
Поэтому методы воздействия должны быть разными, как ап. Павел это делал: с эллинами по-эллински, а для иудеев -- как иудей.
Я считаю, что методы могут быть разными, лишь бы только не греховными. И, разумеется, НЕЛЬЗЯ МАНИПУЛИРОВАТЬ людьми.
А самый простой метод -- пассивная евангелизация (то есть на работе держи на видном месте Библию. "Учение начинается с удивления", -- писал Аристотель. Кто-нибудь обязательно округлит глаза и переспросит, действительно ли это Библия и всё такое. Можно также купить майку с надписью "Я люблю Иисуса"). Во всяком случае, мучеником за веру очень даже можно стать и при активном, и при пассивном благовествовании. Евангелие с самого начала распространялось мученическим путём, потому что Иисус Христос был распят, а не скакал по Палестине на богатырском коне.
Так что самый главный метод воздействия станет таким, чтобы при гонениях за веру не отречься от Христа. Самый простой пример гонений -- начальник начинает придираться по пустякам, когда узнаёт, что ты христианин. А потом намекает: а лучше бы ты подал заявление на увольнение по собственному желанию...
Так что методы бывают разные.


Кегль - 06.04.2009 14:17:46

Вадиму Михайлову:
Спаси нас Бог от такого крещения, какое было 1020 лет назад.


Вадим Михайлов -- Кеглю. - 10.04.2009 15:45:21

Уважаемый Кегль! Не обижайтесь, но Вы сказали слово в слово как некий мой знакомый тругот (сатанист): "Спаси нас Бог от такого крещения, какое было 1020 лет назад".
Если праведность наша, христианская, не превзойдёт праведности труготов, то что у нас за христианство?

"Если вдруг окажется, что истина не со Христом, а с кем-то другим, то я останусь со Христом", -- так написал однажды Ф.М.Достоевский. Следуя ему, предлагаю согласиться: уж лучше России быть 900 или 1000 лет худо-бедно христианской православной страной, а потом уж каждому человеку выбирать ветвь христианства, чем классной и яркой сатанинской державой.


А.Втор - 13.04.2009 18:05:03

Если представить в ПРОЦЕНТНОМ соотношении, сколько славян было крещено (в годах 1020) и сколько убито за неповиновение (не приятия Князевой блажи из-за непонимания смысла и из-за нарушения вековых русских обычаев и традиций /языческих, разумеется/) - то ныне надо ЧЕТЫРЕ шестых россиян умертвить, а остальные (естественно) покрещатся (кто от страху, кто от пофигейства, кто от "блюдолизства"). ВОПРОС: "Нужно ли такое крещение?" ОТВЕТ есть только у Кирухи: "Обязательно нужно, а кто не понял - того умертвить"... УВЫ... Такова действительность.


Кегль - 13.04.2009 21:41:30

Для Вадима Михайлова:
Вы небось тоже многое делаете в точь-точь как тот сатанист. Также закидываете ногу-на ногу, так же сыпете сахар в стакан, также здороваетесь. Меня не пугает, что что-то там совпало с тем, что сказал какой-то безбожник: он имел в виду свое, я - свое.


Вадим Михайлов - 14.04.2009 13:28:05

Кеглю.
Уважаемый Кегль. Научитесь вести уважительную дискуссию. Когда оценивается Ваша позиция, то прилично критиковать позицию оппонента, а не оскорблять собеседника. Я Вас не оскорблял, надеюсь, Вы это поймёте, перечитав моё к Вам предыдущее обращение. В случае, если Вы считаете, что в диалоге возможно обгадить собеседника, когда нет доказательств своей позиции, то в дальнейшем Ваши реплики я буду игнорировать.

А.Втору.
Уважаемый А.Втор. 1. Процитирую Вашу заметку: "Если представить в ПРОЦЕНТНОМ соотношении, сколько славян было крещено (в годах 1020) и сколько убито за неповиновение (не приятия Князевой блажи из-за непонимания смысла и из-за нарушения вековых русских обычаев и традиций /языческих, разумеется/) - то ныне надо ЧЕТЫРЕ шестых россиян умертвить..."
2. Попрошу Вас указать примерный источник, на который Вы могли бы сослаться для подтверждения сказанного о безумном насилии при крещении Руси.
3. Стоит прочитать историков -- Костомарова, Соловьёва, Рыбакова, переведённые с древнерусского языка летописи, хроники иностранных авторов -- и тогда выбирать, чья позиция историков Вам ближе. К примеру, доктор исторических наук Борис Александрович Рыбаков, который всю жизнь занимался историей домонгольской Руси, нигде не высказывает таких резких оценок исторического прошлого нашей Родины. А ведь он имел право: раскапывал он со студентами культурные слои в советскую эпоху, расшифровывал летописи при Хрущёве, Брежневе и Горбачёве, и он мог бы так агрессивно покритиковать крещение Руси. Почитайте его работы. Ни в одной из них нет столько злобы, а ведь мог в угоду партийным лидерам пройтись с атеистической линейкой по князю Владимиру.
Не сделал.
"Не уважать славы своих предков есть постыдное малодушие", -- высказался однажды А.С. Пушкин.
Мы с Вами можем принадлежать к разным течениям. Я, к примеру, из ЕХМС, а Вы -- баптист, адвентист или лютеранин. Даже католик, кто знает? Но мы же оба -- россияне.
И непонятно, почему в Вашей позиции в отношении крещения столько злобы? "ЧЕТЫРЕ шестых россиян умертвить..."

Последнее. "По реке плывёт топор из села Кукуева..." Этой скабрезной песенке -- 400 лет. Дело в том, что в подмосковье при Иване Грозном было село с таким названием. Именно здесь, рядом со столицей, разрешил Иван Четвёртый селиться лютеранам. Да-да, православный царь, причем первый коронованный и признанный, разрешил первым протестантам жить в Московии и молиться Богу по-своему. Знаете где я прочитал об этом? В одном из лютеранских евангелических вестников ельцинской поры. Посмотрите как: благодарная память лютеран сохранила уважение к акту терпимости.
Русский народ отозвался на поселение лютеран не погромами и не поджогами. Только частушкой. И то историю её появления знают только историки устного народного творчества да доктора исторических наук. А вы -- "ЧЕТЫРЕ шестых россиян умертвить". Ну так же нельзя!



Кегль - 15.04.2009 22:36:58

Вадим, чего вы так сполошились? Может вам самому перечитать мое сообщение с целью исследования на предмет наличия там оскорбления. По-моему ваше в мой адрес больше выглядит как оскоробления, но я и то промолчал.


Автор - 16.04.2009 15:15:30

Лично я не хочу спорить о том, благом было то крещение, которое было 1000 лет назад на Руси, или не благом. Вполне могу допустить мысль, что по промыслу Божьему, для дальнейшей проповеди Евангелия оно было благом, и в этом я готов согласиться с Вадимом. Но что касается сегодняшнего времени, лучше воздержаться от подобного крещения.


Джон - 17.04.2009 00:54:29

Олег - очень рад видеть твои наблюдения!


Олег - 17.04.2009 22:07:56

Спасибо, Джон!
Я знаком с двумя Джонами, надеюсь, ты один из них :)


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 6 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: