О многом понемногу. Глава 2. Микрозаметки. Часть 1

СОДЕРЖАНИЕ

Об истине…
…И о ереси
О смирении
О сложностях перевода и объектах поклонения
О спасении
О почеркушках
Краткий курс строительного дела
А может, просто вам найти Его?
О чем просить Его?
Вслух или молча?
Уступайте Господу смелее!
О церкви и сектах
О вере и делах
О примере
Бывшим, настоящим и будущим…
О росте
Наряды в качестве камней преткновения
«Галатийский синдром»
О кайфе и антикайфе
Вообще о комфорте и дискомфорте
О жертве и жертвенности
О лукавстве
О народной и иной мудрости
Об устойчивых словосочетаниях
Хлеб наш насущный заложи нам на каждый день…
О дарах
О роли второго начала термодинамики в человеческой истории
О продолжительности египетского периода
О непреходящем в истории человечества синдроме Адама и Евы
О «надменизации»
«Человек – это звучит гордо!»
Об интеллигентности
О пощечине и не только
О прощении
Уроки Иова
О романтике и семантике
Зачем создан человек
Кто ты?

* * *

ОБ ИСТИНЕ…

ИСТИНА – все, что является Божьим замыслом: творения – одушевленные или неодушевленные; а также события – воплощение Его замысла. Истина – это, кроме того, абсолютно (что является невозможным для человека) точное изложение фактов и их понимание с точки зрения Высшего Разума – Автора и Конструктора ВСЕГО. С точки зрения Самого Бога. Всю истину знает только Горшечник. И передает Свое знание «глине» в той мере, в какой пожелает Он, а не «глина».

Истину Божью МОЖНО и НУЖНО ПОСТИГАТЬ, но НЕВОЗМОЖНО ПОСТИГНУТЬ во всей полноте. (Есть достаточно оснований принять версию, что архангелы и херувимы непрерывно занимаются познанием Бога и никогда прекратят это занятие; постоянно восклицают, увидев новую грань Его: «Свят, свят Господь!»)

Представим себе пространственную фигуру. Пусть это будет куб, для простоты. Каждое ребро его длиннее человеческого роста. Тот или иной человек в своем понимании истины даже в земном значении данного слова (например, в юридическом), не говоря уж об Истине Божьей, находится возле какой-то ГРАНИ куба и видит только ее. Кому-то посчастливилось больше – он располагается у РЕБРА фигуры и видит не одну, а две грани. А кто-то сумел взобраться к ВЕРШИНЕ и видит аж целых три грани!

ВСЮ же многогранную фигуру Истины может видеть только ее АВТОР, Который вне пространства и времени. И вне конфессий и деноминаций.

А посему предлагаю уважаемому, дорогому, возлюбленному читателю выбрать из этой книги то, что ему по душе, и не обращать внимание на остальное.

* * *

…И О ЕРЕСИ

Мы любим много говорить, но очень мало знаем. Поэтому, прежде чем говорить что-либо, часто есть смысл испрашивать мнение Того, Кто знает ВСЕ. Мнение Творца нашего по тому или иному поводу. И тем более путешествуя по страницам Писания. Без водительства Духа Божьего там просто нечего делать. Даже самому умному академику. В смысле – делать те или иные выводы. Читать в любом случае полезно.

ЕРЕСЬ – это не только явное искажение Священного Писания. Это и выхватывание буквоедами-схоластами тех или иных фраз из контекста Библии, КАК БЫ подтверждающих позицию данного человека, УДОБНУЮ для него или просто более понятную, по тому или иному богословскому вопросу. Чтобы на вырванной из контекста фразе строить далеко идущие выводы. Короче, буквоедство в угоду собственным амбициям.

Большая беда для многих христиан – зашоренное затвердевшими духовными установками сознание. ЕДИНСТВЕННОЙ ТВЕРДОЙ НАВСЕГДА УСТАНОВКОЙ должен быть для нас ИИСУС ХРИСТОС. Что касается остального, то нередко бывает, что, когда даже правильная установка твердеет, она становится рано или поздно ересью. «Забывая заднее, простираемся вперед», – предупреждая об этом, писал Павел. Забывая не все, разумеется, а то, что мешает двигаться вперед. Вперед – это к Иисусу Христу и только к Нему и только под водительством Духа Святого.

Говоря, что Он «не мир принес, но меч», Господь, очевидно, имел в виду не только разделение между христианами и нехристианами, но и среди Своих последователей. Каждый из которых в той или иной степени, так или иначе, но непременно страдает ересью. Иначе бы не было столько деноминаций, зачастую враждебных друг другу.

Интересные и назидательные примеры на этот счет можно найти и у великих подвижников Божьих. Так, Жанна Гийон в своем бесценном труде «Познавая глубины Иисуса Христа» писала о том, что никогда не надо стараться представить себе, что сделает Бог. Но наш замечательный современник Дэвид Йонги Чо постоянно утверждает нечто совершенно противоположное.

Почему же мы не вправе, как считала Жанна, позволить себе попытаться иногда представить мысленно, что может сделать для нас Господь в великой любви Своей? Или, наоборот, с какой стати для нас так уж обязательны сии умозрительные или там духозрительные картинки, как полагает Дэвид? Видите, что получается, когда мы поверхностно воспринимаем сказанное или написанное! Тогда как внимательный читатель или слушатель, наделенный способностью диалектически осмысливать информацию, легко поймет, что оба глядели на одну и ту же Истину, только с разных сторон, и каждый хорошо видел свою грань, которая ему ближе. Жанна имела в виду погружение человека внутрь себя в поисках там Иисуса Христа, а Дэвид говорит о том, как СКАЗАННОЕ слово (ЛОГОС) может стать ГОВОРЯЩИМ (РЕМА).

Другой пример КАЖУЩЕГОСЯ на первый взгляд противоречия – между уже упомянутой книгой Ж. Гийон и проповедями благословенного Сергея Шидловского (г. Киев). Жанна считала лучшей молитвой непрестанное пребывание с Господом внутри себя; по мнению же Сергея, тот, кто говорит, что находится в непрестанной молитве, по сути, не молится никогда. Здесь необходимо учесть, что Сергей разрабатывает тему ВНЕШНЕЙ активности христианина в поисках единоличного общения с Богом, которая необходима для НАЧИНАЮЩИХ этот поиск. Но Жанна писала о ВНУТРЕННЕЙ активности духа на той стадии взаимоотношений с Господом, когда человек достигает единения своего духа с Божьим – тогда уже внешняя активность ПОСТЕПЕННО теряет свою надобность и перестает проявляться в процессе погружения во внутреннее пребывание с Богом. И если человек необоснованно торопится «возвести себя в ранг» достигшего этой стадии, тогда и возникает то, о чем говорит Сергей.

Можно (дабы замкнуть треугольник) найти и кажущиеся противоречия по оси Шидловский – Йонги Чо. Но только на ПОВЕРХНОСТНЫЙ взгляд.

Кроме того, разным людям Бог дает разные способности и особенности – и не только в отношениях с Собой. «Гляжу на предметы только в целом», – говорил Александр Суворов. Так на то он и полководец, а не часовщик. Но без них – тоже никак.

А если еще учтем, что лексикон любого языка не совершенен по части полноты и адекватности передачи мысли, и что это несовершенство умножается при переводе…

Если б мы могли себе представить, сколько горячих споров о разных гранях одной и той же Истины происходило среди страшно ученых схоластов в средние века, сколько сотрясало и сегодня еще сотрясает воздух заумных состязаний поборников пустых дискуссий, упорно игнорирующих предупреждение о том, что «буква убивает, а дух животворит»!

Величайший же пример разрешения богословских конфликтов, который явили Павел, с одной стороны, и «столичные» апостолы – с другой, описан в книге Деяний, гл.15. Свою точку зрения на этот счет Павел изложил в гл. 2 послания к Галатам.

* * *

О СМИРЕНИИ

СМИРЕНИЕ – мир с Богом вследствие полного подчинения Ему; антоним гордости. Такое, истинное, смирение является внутренним состоянием души. А то бывает и такое «смирение»: «Ша, гордыня! сидеть смирно! Не то в смирительную рубаху закатаю».

Дьявол внушил русскоязычной публике, что слово «смирение» – непременно синоним слова «капитуляция». Перед Богом – да. Капитуляция и причем полная. А вот что касается остальных и остального, то лучше соотносить понятие «смирение» с обретением мира в душе, заменой мятежного, агрессивного характера у себя на мирный. Сдавать свои позиции, отступать следует только перед Богом. С людьми же – не вступать в распри, споры и т.п. Оставаясь на своих позициях, сверяемых постоянно с Божьей волей.
Мир с людьми является следствием мира с Богом. Смириться перед Богом гораздо легче, чем перед себе подобными, а то и большими грешниками. Перед начальством еще довольно легко смиряться – «а куда ты денешься…»

И еще насчет смирения. Смирение может быть ПЕРЕД…, смирение может быть С…, и можно просто взять смирение в качестве своей постоянной духовной установки. Что касается «перед…», то в этом смысле стоит смиряться только перед Богом. Послушание закону, начальствам, лидерам в церкви – это следствие смирения перед Господом и послушания Ему. И такое послушание вряд ли удастся без помощи Самого Бога, о которой необходимо Его просить. Смирение «с…» – по степени вреда того, с чем смиряться можно или не следует. С позиций христианина. Вреда для общества, вреда для личности – и все это с точки зрения ТОЛЬКО воли Божьей. Смирение же в качестве постоянной духовной установки – одно из самых важных условий для христианина из заповеданных нам Господом. Внутренней духовной установки, а не внешнего актерского атрибута.

* * *

О СЛОЖНОСТЯХ ПЕРЕВОДА И ОБЪЕКТАХ ПОКЛОНЕНИЯ

Порой переводчику приходится ломать голову над тем, какой из нескольких вариантов перевода в словаре некоего иностранного слова выбрать для наиболее адекватного отображения смысла, заключенного в переводимом оригинале. Ломать голову приходится тогда, когда переводчику сложно понять суть переводимой фразы.

Если бы авторы синодального перевода, которым мы пользуемся, поняли смысл сказанного Павлом в Евр. 11:1, то стих сей, возможно, получил бы примерно следующий вид: «Вера есть сущностная основа надежды и принятие реалий невидимого мира без видимых доказательств». Тогда бессмысленный набор русскоязычных слов обрел бы смысловое значение, более или менее адекватное греческому оригиналу, то есть тому, которое вложил в данный стих Автор Писания через автора послания. Причем, вторая часть фразы – «принятие реалий невидимого мира без видимых доказательств» – могла бы служить собственно ОПРЕДЕЛЕНИЕМ понятия «вера», а первая констатирует ОТНОШЕНИЕ между двумя понятиями (какое из них базовое и какое базируется на этом основании), являющееся одним из основных качеств или свойств такого явления как вера.

Это – один лишь из множества примеров, подтверждающих постулат о том, что без водительства Духа Святого отправляться в путешествие по страницам Писания… конечно же, можно; но лучше – с Ним.

Держа в руках Священное Писание, не стоит поклоняться словесно-буквенным обозначениям. Это – тоже из области идолопоклонства. А наш Господь очень ревнив ко всему, что касается нашего поклонения, и не одобряет поклонение даже Священной Книге. Недаром столько копий в истории сломано вокруг библейских текстов. И до сих пор ломают.

Видимый нами, прочитываемый логос не безупречен на сто процентов, ибо записан живыми людьми. Фраза «…ни одна черта или ни одна йота не прейдет ИЗ ЗАКОНА…» (Мф. 5:18) относится к тексту моисеева закона, причем, записанного на древнееврейском языке («черта» и «йота» – знаки в древнееврейском алфавите). В летописях же, фактологии имеются разночтения даже в первоисточниках, из которых составлено Священное Писание. Не говоря уж о погрешностях переводов, когда даже суть Божественного откровения, бывает, что теряет свою ясность и точность из-за сложностей, связанных с переводом.

Абсолютно же безупречен Сам Господь, абсолютно безупречна Его рема (если только это в самом деле Его рема; здесь может таиться коварная опасность выдачи людьми мнимого за действительное), абсолютно безупречен Дух Святой, превращающий логос (сказанное и записанное Слово) в рему (говорящее и слышимое Слово). Благоговейное отношение должно быть к самой Божественной истине, а не к букве, ее обозначающей. И более того. Глядя на словесно-буквенные обозначения, нужно видеть, в первую очередь, не информацию для эрудиции, а Самого Господа. Познавая Его истину, познавать тем самым, прежде всего, Его Самого. Не стремясь к этому, мы, несмотря на всю нашу библейскую эрудицию, не сможем познавать Его истину, каким бы упорным, регулярным ни было наше чтение Библии.

Однако ж, всему свое время, как известно. На начальном этапе изучения Библии можно просто «впитывать» в себя все, как оно написано в синодальном переводе 19-го века, ожидая Божьего водительства. И, разумеется, прося Его об этом.

И еще. Читая Библию, не стоит стремиться прочесть и запомнить в значительных объемах, но лучше стараться как можно больше думать над тем, что прочитываете. Мы читаем Писание, чтобы учиться мыслить так, как мыслит Бог, а не для того, чтобы запомнить массу цитат и щеголять перед другими.

* * *

О СПАСЕНИИ

«Мы, спасенные…» несколько расхолаживает. Павел и тот предпочитал выражаться: «Мы, спасаемые…» (1 Кор. 1:18). А еще он писал римским братьям: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11).

Прощение грехов в результате покаяния означает НЕ НАЗНАЧЕНИЕ тебя святым, безгрешным, а получение тобой ВОЗМОЖНОСТИ достижения святости, становление на путь, ведущий к спасению. Не прощеный грех не дает человеку встать на этот путь.

Покаяние, уверование, крещение водное – это ЕЩЕ НЕ спасение, а СТАНОВЛЕНИЕ НА ПУТЬ спасения («претерпевший же до конца спасется»). ДОСТИЖЕНИЕ, ОБРЕТЕНИЕ спасения – это установление постоянных и прочных личных отношений с Богом. Причем процесс их установления продолжается до самого конца земной жизни верующего.

* * *

О ПОЧЕРКУШКАХ

Духовное неряшество имеет множество аспектов. Например, привычка черкать в Библии. Или там загибать в ней страницы. Эта Книга – не для заметок и отметок. Для этого существуют блокноты и тетради. Папки и файлы в памяти компьютера.

Выделять – галочкой, подчеркиванием, маркером и т.д. – те или иные слова, фразы, стихи Писания просто даже не разумно с позиций здравого смысла. Допустим, вам позавчера Господь проговорил что-то через некий стих; вы выделили его маркером, а сегодня не можете вспомнить, зачем выделили. Ничего Он сегодня вам не скажет через него, как ни тужьтесь! И в дальнейшем при открывании Книги на данной странице, ваш взгляд будет фокусироваться на цветной тушевке или трех восклицательных знаках, а толку от такой концентрации внимания не будет никакого. Зато оно может отвлечься от стиха чуть ниже или выше, через который Дух Божий хотел бы проговорить вам что-то именно в сей момент. Но вы упорно разглядываете собственные почеркушки.

Есть стихи и фразы, которые стоит выучить наизусть. Так выучите. И вовсе незачем при этом сообщать себе или другим с помощью маркера, что именно этот стих вы заучили.

В первое время знакомства со Словом есть смысл пользоваться закладками, в том числи закладками-наклейками с обозначением названий книг. И если будете читать Писание каждый день, то очень скоро вам они станут не нужны – вы сможете с закрытыми глазами открыть Книгу на нужной книге. Подарите тогда Библию с наклейками новообращенному, а себе купите чистую.

Пусть Библия ваша будет совершенно свободной от помарок. И пусть Господь проговаривает через тот стих, через какой захочет, и тогда, когда Он захочет. А самому себе (а то и другим напоказ) вещать что-то, черкаясь в Св. Писании, – дело негожее.

Но эта Книга – и не для того, чтобы на ней глянец наводить, пылинки сдувать. (Если читать ее ежедневно, то пыль не будет успевать появляться.) Зачитанная до ветхости Библия при аккуратном, бережном к ней отношении – прекрасный признак.

* * *

КРАТКИЙ КУРС СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА

Чтобы строение, даже возведенное на прочном фундаменте, не рассыпалось, необходим цементирующий материал между кирпичами и блоками. Что касается ЗДАНИЯ нашей веры, то ЦЕМЕНТОМ в нем служит (прибегнем сознательно к тавтологии) наше служение. Начиная от перетаскивания стульев в церкви и кончая многодневными молитвенными марафонами. Начиная от ашерства и кончая патриаршеством.

Однако крупное здание на одном только цементе с песком долго не устоит – развалится еще в процессе строительства верхних этажей. Для строений большой величины очень важны стержневые сварные металлоконструкции. Если для небольших домов достаточно наличия арматурных сеток внутри кладки, то возведение многоэтажных зданий не обойдется без скелета из массивных металлических балок.

И если ФУНДАМЕНТ нашей веры – слово Божье, краеугольным камнем которого является Иисус Христос, то СТЕРЖНЕВЫЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ, необходимые для большой и продуктивной веры, – это ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ. И не просто отношения, не только беседы с Ним в тайной комнате, хвалы, благодарения, просьбы, вопросы в ожидании ответов от Него в той или иной форме; но самый прочный КАРКАС образует наше ЕДИНЕНИЕ С НИМ, СЛИЯНИЕ, ВЛИТИЕ нашего духа в Его Дух, когда создание через дух свой становится частичкой Самого Создателя, ПОГЛОЩАЕТСЯ Им. И, поглощенное, НАСЫЩАЕТСЯ, в свою очередь, Его истиной, любовью и вообще всем Божьим, что может получить человек от Него.

Такая степень самоотдачи является наивысшим достижением веры, и тогда все остальные достижения появляются как следствия его, приложения, которые ТАКОГО верующего сами по себе мало интересуют – он к ним уже не стремится. Они созревают уже не как вожделенные плоды, а как естественные.

* * *

А МОЖЕТ, ПРОСТО ВАМ НАЙТИ ЕГО?

Многие спрашивают, как найти Бога, где Его искать?

Для начала слушайте свой «внутренний голос», а не загоняйте еще глубже, позвольте ему заполнить всего себя и в определенных случаях выходить наружу. Бог не за облаками, а глубоко внутри вас. В общем-то, Он везде и всегда, но найти Его можно только внутри себя. Главное – захотеть Его найти, по-настоящему понять, что вы – лишь создание и что без Создателя жизнь ваша – холостой выстрел, лишенный всякого смысла, кроме того, которым наделено все живое: продолжение рода. Остается лишь надежда, что кто-то из потомков найдет Его, и тогда и ваша жизнь все-таки окажется не «зряшной». Задним числом уже.

Очень сложно понять диалектику взаимности нахождения друг другом Творца и творения. Библия говорит, что воля Бога первичнее, что никто не найдет Его, если Он не найдет дитя свое. Тем не менее, если вы ищите Его, то будьте уверены, что Он вас уже нашел и ждет от вас определенных усилий. Каких именно? Просто зовите его внутри себя зовите постоянно, даже когда вы сильно заняты чем-то другим. Наш Господь – ревнивый Бог и не желает, чтобы что-то или кто-то занимали вас больше, чем Он. И рано или поздно наступит момент, когда Он придет. «Стучите, и отворят вам».

* * *

О ЧЕМ ПРОСИТЬ ЕГО?

«Молитва – это средство, используемое Богом для того, чтобы дать нам то, что дать нам хочет Он». (Бингем Хантер)

«Нам» – это детям Божьим. Неверующим же дают их собственные возможности, его величество случай и его высочество дьявол. Иногда – Бог. Когда и в каких случаях –нам знать не дано, но мы знаем, что это так или иначе соответствует Его планам на жизнь детей Своих. В свою очередь, его величество случай опять-таки «правит бал» в соответствии с общими законами и закономерностями, положенными Создателем мира в основу нашего бытия.

Возвращаясь к цитате. Личные молитвы прошения лучше всего строить по примерно следующей схеме:
1) «Господи, дай мне знать, что Ты хотел бы дать мне».
2) «Дай мне это».

Или. «Господи, мне очень нужно (то-то и то-то). Если это соответствует Твоему желанию, то дай мне это, пожалуйста».

Есть смысл выучить наизусть из Св. Писания как можно больше обетований Божьих и молиться ими дословно. Не ответить на такие молитвы Господь просто не в состоянии, ибо они произносятся полностью по Его воле.

* * *

ВСЛУХ ИЛИ МОЛЧА?

При достижении определенной степени совершенства взаимоотношений человека с Богом ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА необходимость молитвы ВСЛУХ постепенно сходит на «нет». НО БОГУ все равно нужен наш голос, особенно с хвалой, благодарением и выражением любви к Нему. И покаянием, конечно же. Для чего?

А затем, чтобы слышал весь НЕВИДИМЫЙ МИР: ангелам – на радость; бесам – к сведению. Ангелы и бесы мыслей у людей не читают. Все мысли наши знает Бог, и не все, но знает и дьявол (грешные мысли – все). Голос же человека, даже самый тихий, слышат все обитатели мира духовного и понимают, на каком бы языке он ни говорил. Для этого, в частности, и нужна ТАЙНАЯ КОМНАТА, где к Богу можно обращаться вслух, не озираясь при этом.

Очень хорошо, если человек научится постоянно находиться в состоянии молчаливой молитвы, но и выбирать регулярно время для тайной комнаты тоже нужно.

* * *

УСТУПАЙТЕ ГОСПОДУ СМЕЛЕЕ!

Те христианские деноминации, что отвергают говорение на иных языках, выдвигают, в частности, тезис о том, что это, дескать, может быть разговор с дьяволом.

Действительно, заклинания колдунов – это тоже говорение на иных языках.

Когда человек говорит на языках, в общение с невидимым миром вступает его дух. Если это истинно верующий, то в мыслях и в сердце у него – Отец, Сын и Святой Дух; говорит он, обращаясь к Богу, сначала на родном языке, потом уже – на иных. Не только Господь, но и ангелы уже знают этот голос, эти звуки, и Дух Божий вступает в непосредственный контакт с духом человека, едва он начнет произносить знакомые звуки. А там, где Дух Божий, нет места духу нечистому. Сатана и его демоны тоже знают этот голос, и что голос этот принадлежит Господу, а не им. И не суются.

Когда же заговаривает чародей, духи тьмы, узнав «своего», смело вступают с ним в духовный контакт, зная, что место сие предназначено для них.

В процессе молитвы на языках, произносимой человеком Божьим, его ум и даже разум ОТДЫХАЮТ, НЕ МЕШАЯ молиться духу. Более того, Божий Дух ПОМОГАЕТ молящемуся, а то и ЗАМЕЩАЕТ его. Говоря упрощенно, Бог молится (изнутри человека) Сам Себе. А уж Он-то лучше человека знает, о чем просить Себя и как возносить хвалы и благодарения. Вот эта ПЕРЕУСТУПКА ИНИЦИАТИВЫ и является как таковой целью говорения на иных языках и высшим достижением в молитвенной жизни.

Однако Библия нас учит, что всему свое место и время. В том числе – говорению на языках (1 Кор. 14:2-28).

* * *

О ЦЕРКВИ И СЕКТАХ

Понятие «секта» имеет кучу определений. Не говоря уж о толкованиях. Сколько словарей, столько и определений. Сколько толкователей, столько и толкований.

Зато совершенно точное значение имеет слово «сектанты». Это – те, кто спешит обозвать данным звукосочетанием кого-то, боясь, что их могут опередить.

Церковь, по определению, – совокупность жителей планеты, принявших Иисуса Христа в качестве личного спасителя. А все эти наши конфессии, деноминации, конгрегации с их духовно-бюрократическими иерархиями – все это секты, по большому счету. (Да не обидятся на меня священники, пасторы и пр. служители; многие из них и сами это понимают, но не озвучивают по известным причинам.) Те же из них, где существует духовное (бюрократическое) посредничество между рядовым прихожанином и, якобы, Богом, вполне могут претендовать на одно очень нехорошее звание… ЕДИНСТВЕННЫМ посредником между Отцом и человеком уже две тысячи лет является Иисус Христос.

* * *

О ВЕРЕ И ДЕЛАХ

«…как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак. 2:26)

Можно и наоборот: дела сравнить с телом, а веру – с духом. Как тело без духа мертво, так и дела без веры – мертвые дела (это – к вопросу о подмене веры религией). И как дух живет в теле, так жизнь веры реализуется в делах.

* * *

О ПРИМЕРЕ

Павел призывал брать пример с него, ибо он брал пример с Иисуса. Выполнив элементарное алгебраическое действие, получаем: берите пример с Иисуса. Более того, Сам Господь предлагает это (Мф. 11:29; Ин. 13:15).

Отвечал ли, например, Он на дьявольские провокации, ухищрения тем же? Хотя, несомненно, это было Ему под силу – побороть врага его же оружием. Нет, Он подал нам совершенно иной пример: знание Слова и умение им пользоваться.

* * *

БЫВШИМ, НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ…

Через какую-либо безбожную дурость не прошел – чего-то В ТЕБЕ не хватает. В дурости увяз насовсем – У ТЕБЯ и ТЕБЯ не хватает.

Но все-таки замечательно, если Бог миловал от всего этого. Лучше уж не проходить через оное. Пусть уж лучше В ТЕБЕ чего-то не хватает.

* * *

О РОСТЕ

ПОДЪЕМЫ, ПИКИ и СПАДЫ тех или иных составляющих развития человека приходятся на разный возраст. Так, телесный рост заканчивается между 20 и 25 годами. Скорость интеллектуальной деградации начинает превышать скорость обновления интеллекта значительно позже. Способность забывать становится превалирующей над получением новых знаний тоже не в молодости.

Нет остановки только у процесса НАКОПЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА (хотя способность его осмысления в старости гаснет с годами) и у ДУХОВНОГО РОСТА. Понятно, что второе без первого невозможно, а первое без второго просто бессмысленно.

Увы, такое понятие как ДУХОВНОСТЬ очень часто связывается с ГУМАНИТАРНОЙ составляющей интеллекта (а то и просто подменяется ею): театральными подмостками, киноконцертными залами, картинными галереями, книжной макулатурой, уводящей в сторону от истинной духовности. На самом же деле духовный рост возможен лишь при условии постоянного общения создания с Создателем.

* * *

НАРЯДЫ В КАЧЕСТВЕ КАМНЕЙ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Что важнее: как можно скрупулезнее соблюсти формальные атрибуты внешнего вида или донести Благую Весть до как можно большего числа людей? (Речь не идет, разумеется, о вызывающих нарушениях приличия!) Вопрос сей не с потолка; он постоянно рассыпает перед верующими камни преткновения. И касается не только внешности, но и лексики, и музыки, и прочих отрыжек модерна.

Заповеди в отношении тех или иных деталей внешнего вида не вечны. Ибо все тут весьма и весьма относительно. Если представители нынешнего поколения мужчин при виде красивой прически или туго обтянутой брюками середины туловища меньше разогреваются нездоровым интересом, чем прежние поколения при виде обнаженной щиколотки или торчащей из-под косынки прядки… Экология, стрессы и прочие «блага» цивилизации, да и просто зрительное привыкание, облегчают нынешней публике возможности противостоять собственной похоти, ослабляя последнюю. Не стоит, к тому же, забывать, что в прежние времена платки, косынки, шали были в моде даже в атеистических сообществах. Были даже времена, когда непокрытая голова считалась признаком распутства! И важно то, насколько НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ соблазнительно выглядит тело, а не то, насколько скрупулезно это тело соблюдает какие-то предписания по форме одежды. Одно дело, когда строго запрещенная в некоторых церковных общинах косметика используется СЛЕГКА, для того чтобы чуть лучше выглядеть перед людьми, и совсем другое, когда дама размалевана густо и вызывающе, явно с целью подогрева похотливого интереса к себе.

Но если женщина все же приходит в косынке и юбке ниже колен в церковь, в которой лояльно относятся к брюкам и непокрытым прическам, то насколько эта сестра ЦЕННЕЕ ДЛЯ ГОСПОДА, чем та, которая в таком же наряде находится там, где за малейшее нарушение установленной формы одежды изгоняют вон из церкви!

* * *

«ГАЛАТИЙСКИЙ СИНДРОМ»

Увлечение разного рода программами, планами, концепциями «достижения» чего-то христианского, само- или группового «совершенствования в Боге» – не что иное как «галатийский синдром» (Гал. 3:1-10). Есть лишь одна «программа», одна «концепция» от Бога: как можно больше времени уделять личному общению с Ним в молитве, чтении Слова в молитвенном состоянии и слушании признанных христианским сообществом проповедников и лидеров своей церкви, которых Господь над нами поставил. Даже если кто-то из лидеров церкви в чем-то не прав, Господь так или иначе, но непременно тебе на это укажет, если ты будешь Ему (и как следствие – им) послушен. Бунтовщику не укажет. Бунтовщику указывает только его собственная плоть.

Я не говорю о вреде программ, я говорю о нежелательности переноса центра тяжести с зависимости от сверхъестественной Божьей благодати на какие-то собственные или с чьей-то помощью попытки что-либо улучшить в себе или других с помощью различных планов и программ. Пусть даже самых что ни есть «христианских».

* * *

О КАЙФЕ И АНТИКАЙФЕ

Заменим на несколько секунд в своем сознании литературное слово «удовольствие» слэнговым «кайф», извинившись перед ценителями литературного языка, каковым, между прочим, является и сам автор. Стало быть, и перед самим собой – тоже.

Зачастую кайфом является просто отсутствие антикайфа, к каковому привыкли организм или душа. Например, если мыться раз в неделю, то после бани испытываешь великолепный кайф. Если же принимать горячую ванну ежедневно, а то и дважды в сутки, то состояние чистоты тела является привычным для человека, и после бани ничего такого не поднимет его на крыльях. У пьяниц есть недоступный нормальным людям кайф – снятие похмелья. Сначала, с несколькими жадными глотками пива – соматический кайф; затем, после «подрезания» стаканчиком водки – плюс к тому душевный. На часок-другой гарантированный. Можно наркоманию и еще много чего взять в качестве примеров, но достаточно, наверно.

Теперь вернемся к родному языку. Впрочем, не совсем к родному. Слово «эйфория», что мы сейчас возьмем в эксплуатацию, тоже не русское. Однако считается литературным, и этого достаточно.

Когда грешник получает прощение грехов и с ним первые плоды жизни с Иисусом, он испытывает именно это чувство. Эйфорию. (Детям христиан, выросшим в Его присутствии, оно знакомо лишь визуально со стороны, поскольку они с малых лет приучены принимать «ванну духовную» ежедневно.) Но эйфория не может продолжаться вечно; для дальнейшего «духовного удовольствия» необходимо двигаться дальше, к Иисусу, с как можно большей скоростью, от которой и зависит степень удовлетворения души и духа. (Дух радуется Божественному наполнению, а душа – видимым результатам.)

А вот тут-то новичка поджидает самое серьезное испытание. Испытание «духовной пустыней», как его называют. И немногие его выдерживают. Здесь особенно необходима новообращенному помощь душепопечителей, а в реальности обычно как раз бывает наоборот. К нему привыкают и, как ему кажется, перестают его замечать. Привычку он принимает за равнодушие, а то и за отчужденность, исчезновение любви к нему, так приятно поразившей его поначалу.

И он полуинстинктивно возвращается к состоянию «шесть дней не мытого». В описанный нами период жизни временно верующего человека церковь покидает свыше девяноста процентов покидающих ее. И большинство вышедших однажды к алтарю для покаяния.

У кого-то «всамделишную» эйфорию сменяет соответствующий образчик религиозности. Изображение на себе эйфории. Тут-то нас и подстерегает лукавый.

* * *

ВООБЩЕ О КОМФОРТЕ И ДИСКОМФОРТЕ

Человек может существовать в любых условиях, имеющих место на планете Земля. От –80 до +60 градусов Цельсия; от черной икры на завтрак, обед и ужин до буханки хлеба и банки воды в день; от барского особняка до соломенной крыши без стен. И чувствовать себя вполне комфортно, если условия эти привычны для него. Дискомфорт наступает тогда, когда они меняются в худшую сторону или возникает угроза такого изменения. Особенно, если неожиданно, непредсказуемо для него.

Степень дискомфорта при этом намного меньше у того, кто убежден, что «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу…» («золотое правило христианского оптимизма», по выражению великого подвижника российского евангелизма Ивана Проханова). И что его в конечном итоге ждет ВЕЧНЫЙ КОМФОРТ. Разумеется, в награду не за дискомфорт, пережитый на земле, но за веру с послушанием и за любовь.

* * *

О ЖЕРТВЕ И ЖЕРТВЕННОСТИ

Христианская лексика включает в себя следующие виды жертв: жертва послушания, жертва общения, пост, материальные пожертвования. Бедных животных христиане не режут для жертвоприношений. Тем более людей.

Теперь – от лексики к понятиям. Что понимают христиане под этими словами?

ЖЕРТВА ПОСЛУШАНИЯ – это не только исполнение Божьих заповедей, записанных в Библии. Хорошо известно, что полностью исполнить библейские заповеди, даже не все, а только основополагающие, ни один обычный человек не в состоянии. Тем более, задаваясь только целью соблюдать заповеди, он соблюдает их совсем уж на «неудовлетворительно». Гораздо важнее для Господа, когда человеческий «приемник» «настроен на волну» Божьей воли, когда ты стараешься улавливать ее ежемоментно и следовать ей неуклонно, прося Его помогать тебе в этом. Тогда то, насколько у тебя самого это получается, для Него имеет второстепенное значение, лишь как показатель того уровня близости к Нему, на котором ты находишься в настоящий момент. Для Бога гораздо больше значит СТЕПЕНЬ твоего СТРЕМЛЕНИЯ приближаться к Нему. То есть исполнять Его волю.

Сюда же, к жертве послушания, можно отнести жертву чем-то своим ради блага других. Или альтруизм в его виде подчинения Божественной воле. А также жертву привязанностями, в том числе к тем или иным людям, вплоть до родственных отношений, жертву личными амбициями – карьерой и т.п., если таковые придется принести в жертву ради исполнения какой-то конкретной Божьей воли в отношении тебя.

Практикуя послушание, более того, находясь в духовной позиции неуклонного исполнения воли Бога («Да совпадет моя воля с Твоей полностью!»), христианин тем самым жертвует своими гордостью, упрямством, ленью и тому подобными личными «достояниями».

ЖЕРТВА ОБЩЕНИЯ представляет собой жертву своим личным временем (и опять-таки ленью) непосредственно для Господа, для личных отношений с Ним. Это молитвы, чтение Слова и размышление над ним, посещение церкви и участие в церковных мероприятиях.

ПОСТ, являющийся жертвой комфортом, не следует путать с аскетическим самоистязанием, каковое относится к разного рода извращениям христианских понятий. Бог никогда не требовал от чад своих жертвовать своим ЗДОРОВЬЕМ ради Него. Только КОМФОРТОМ. Голодание не должно быть таким, какое может нанести вред твоему здоровью.

Посты бывают следующих видов.

При ЧАСТИЧНОМ посте постящийся отказывается от чего-то, чего ему хочется, чего просит его желудок. Самый легкий пост – это вегетарианская диета, практикуемая некоторыми деноминациями в качестве календарных (в основном предпраздничных) постов.

Дабы слегка развлечься, вспомним один забавный эпизод из жизни Петра I. Сей знаменитый государственный муж в свое время обратился к патриарху с просьбой разрешить ему в связи с проблемами по части здоровья употреблять во время постов мясо, без которого его организм просто был не в состоянии существовать как таковой. И ходатайство царя было удовлетворено в виде исключения.

Богу не нужны наши непосильные свершения. Допустим, Петру I отказаться на какое-то время от мяса было так же тяжело, как иному – вообще от пищи на тот же срок. Без мяса же тот человек может, скажем, спокойно прожить сколь угодно времени. Тогда понятно, что отказ от мясного для этих людей будет не равнозначной жертвой.

И Господь не будет отвечать на слишком легкие жертвы. Степень отказа от чего-либо, уровень дискомфорта, связанный с таким отказом, должен соответствовать какому-то оптимуму. Какому? Такому, чтобы дискомфорт был как можно неприятнее, продолжительнее, но не переходил в мучения и не наносил вреда здоровью человека. Нашего авторства собственных страданий Господь вовсе не ждет. Наше тело – храм Святого Духа, который должен содержаться в порядке, насколько возможно.

Большей жертвой, по сравнению с вегетарианской диетой, будет отказ от твердой пищи вообще с употреблением различных безбелковых напитков – соков, чая и т.д.

Один из примеров частичного поста можно найти в 10-й главе книги пророка Даниила.

ПОЛНЫЙ же пост – неупотребление внутрь себя ничего, кроме чистой воды. Наиболее желателен в качестве как регулярного, так и целевого поста. Разумеется, при физической возможности человека практиковать полный пост. Полнота, продолжительность и частота поста – три параметра, варьируя которыми в соответствии со своими личными возможностями, человек может приближаться к своему личному оптимуму, угодному для Бога.

И, наконец, СУХОЙ пост предполагает полный отказ и от пищи, и воды. Вряд ли стоит кому из нас прибегать к такому самоограничению. Если голод в определенной мере и правильном подходе не только не принесет вреда организму, но может быть даже полезен, целителен, то жажда, обезвоживание организма – это однозначный вред. А неупотребление воды свыше суток несет в себе большую опасность для человека. Библия приводит два примера сорокадневного сухого поста (Моисей и Илия). Но эти два мужа постились при поддержке, сверхъестественном действии Божьей силы. Надо полагать, что и сорокадневный пост Иисуса (возможно, тоже сухой – об этом Писание не говорит ничего) контролировался и обеспечивался таким же образом.

Время поста есть смысл отсчитывать не с того момента, когда ты в последний раз поел, а с того, когда ты в первый раз НЕ поел. Пока ты не проголодался – это еще не жертва. И пока желудочно-кишечный тракт не свободен полностью, о духовном эффекте данного конкретного поста говорить рано.

Более же всего на тему жертвования сказано христианскими проповедниками о МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРИНОШЕНИЯХ. В ряде церквей эта тема звучит на каждом воскресном собрании. И это понятно. Поэтому подробно останавливаться на ней нам нет особой надобности. Один только добрый совет: старайтесь обходиться без математических грез («в тридцать, во сто крат» и т.д.). Не стоит думать вообще о том, как Бог может воздать вам за ваши пожертвования.

Бог ждет от нас не ЖЕРТВ (у Него ВСЕ есть), а ЖЕРТВЕННОСТИ. Ему не нужны наши ПРИНОШЕНИЯ; для Него важно наше ПРИНОШЕНИЕ как действие, а что еще важнее, как ДУХОВНАЯ ПОЗИЦИЯ. Самое же главное по части жертвоприношения сделал за нас Христос.

* * *

О ЛУКАВСТВЕ

Господь наказывает не за неуплату десятины, не за несоблюдение какого-то календарного поста, а за лукавство.

Десятина – не приказ. Если, допустим, зарплата или пенсия ниже прожиточного минимума, и человек вообще не отдает нисколько, это не страшно. Страшно, если он говорит или делает вид, что платит.

[Вряд ли, конечно, кого-то в наше время постигнет кара, подобная той, что постигла Ананию и жену его Сапфиру (Деян. 5:1-10) в самые первые дни эпохи Святого Духа, когда каждый поучительный эпизод из первоапостольской жизни ярким классическим примером ложился в текст Нового Завета. Но все равно лучше этого не делать, иначе проклятие, чаще финансовое, считай, у тебя в кармане.]

Если же его зарплата выше средней по стране, ему вполне под силу платить больше 10 процентов. Бывает, что человек устанавливает сам себе «прогрессивную шкалу» данного «налога». Есть среди американских миллиардеров один, который аж до 95 процентов довел «планку». И всякий раз, когда он ее поднимал, Бог его благословлял все больше и больше. В конце концов, дело дошло до того, что даже остающиеся 5 процентов стали суммой огромной, с лихвой достаточной для него и всех его родных.

Если вам Бог ответил и поощрил, желательно это засвидетельствовать. Но засвидетельствовать с упором не на то, что ты столько-то платишь, а на то, как Он тебя благословляет за это. Собственно, Он и продвигает человека ради Своей славы, а не человеческой.

Апологетика календарных постов и многих других религиозных предписаний провоцирует людей и самих себя на лукавство. Внутренне человек ведь чувствует, а то и понимает, что многие человеческие религиозные установки Богу совершенно не нужны. А перед другими людьми «можно» и слукавить. Вот только зачастую лукавство такое перед Богом получается. И потому «боком выходит».

* * *

О «НАРОДНОЙ» И ИНОЙ МУДРОСТИ

«Народная мудрость», «народная песня» и т.д. – распространенные софизмы, ухмылки сатаны. У всякой песни, всякого изречения есть автор (соавторы). Далеко не все из них известны, не все их имена остались в истории, но есть обязательно.

Первым же Автором всякой ИСТИННОЙ МУДРОСТИ является АВТОР, Создатель Вселенной. Носителями как мудрости в той или иной степени, так и всякой МУДРЕНОСТИ являются конкретные люди, но истинную мудрость постигают лишь те, кто стремится к личному познанию Бога, установлению личных отношений с Ним через Иисуса Христа, каковые невозможны без полного послушания Ему.

* * *

ОБ УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Третья заповедь гласит: «Не упоминай имя Бога всуе». То есть напрасно, впустую, в суете, мимоходом. Что это значит?

Это значит, что, произнося слово Бог, все его склонения и производные части речи и не думая при этом о Самом Боге, а держа в голове что-нибудь, совершенно с Ним не связанное, мы тем самым «замусоливаем» самое святое на свете слово и оскорбляем Того, к Кому это слово относится. Пустой звук на пустом месте!

Сколько слышно вокруг связанных с Его именем так называемых УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: «дай бог», «не дай бог», «бог с ним», «ей-богу» и т.д.! В «Стране Советов» на произнесение таковых отваживались немногие, да и то озираясь. Нынче ж – направо и налево, без оглядки и ничтоже сумняшеся. В таких устойчивых словосочетаниях, привычно слетающих с языка, писать имя Творца с большой буквы было бы не только неправильной позицией по отношению к Нему, но и грамматически не верно. И даже «слава богу» не следует писать с заглавной, если при этом в мыслях имярека Господь и близко не проживает, если это всего лишь у. с. А лучше вообще не писать и не произносить такие варианты, когда грамотнее обозначать с маленькой. Разве что автору литературного произведения, когда там живописуется чья-то речь. И то лучше бы без этого.

* * *

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ «ЗАЛОЖИ» НАМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ…

Всякая наука, в том числе любая философия, основана на аксиомах – постулатах, принимаемых на веру. Доказываются аксиомы не логически, как все вытекающие их них «цепочками» теоремы, а проверкой прочности всего ЗДАНИЯ, построенного на данном ФУНДАМЕНТЕ. Проверкой опытом, временем.

В основе материалистических философий лежат три главных аксиомы:
1. Кроме сознания, которое находится в мозге человека, ничего нематериального не существует.
2. Материя первична, сознание вторично.
3. Способность материи к развитию заложена в самой материи.

Проверка всем человеческим историческим опытом (не говоря уж о духовном!) показывает ложность первых двух пунктов. А у термина «сознание» – в том значении, в каком его употребляют материалисты, – надуманность. Или НЕДОДУМАННОСТЬ.

Что же касается третьего пункта, то здесь можно только улыбнуться с сожалением. Слово «заложена» является страдательным причастием, каковое непременно требует ответов на вопросы: когда, зачем и, главное, КЕМ заложена? И пока материалисты хотя бы не зададутся сами такого рода вопросами, серьезно относиться к их ХЛЕБУ НАСУЩНОМУ просто не стоит. Тем более что нынче и НЕ ЗАСТАВЛЯЮТ.

Каждая живая клетка – это не просто компьютер, но завод-компьютер по производству таких же заводов-компьютеров. Каждая из 2 млрд. клеток в теле человека гораздо умнее ее носителя. Даже если это – материалист-эволюционист-атеист. И программа (генетический код) деятельности такого завода действительно ЗАЛОЖЕНА. Кем-то и зачем-то.

* * *

О ДАРАХ

Люди обычно предпочитают творить кумиров из тех, кто получил от рождения и к тому же хорошо натренировал свою ХАРИЗМУ. Особенно, когда царственно-боярственное так и прет у него из всех щелей.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Греческое слово «харизма» (французский вариант: «шарм»; индийский: «карма») означает по-русски «милость», «Божественный дар». В мире употребляется в качестве характеристики гипнотического воздействия крупнотоннажных экземпляров из властного сословия, ВНЕШНИХ лидерских качеств, благодаря которым их носитель(ница) может, при прочих РАВНЫХ возможностях (ум, симпатичность внешности, различные способности и достижения), не только иметь БОЛЬШИЙ авторитет, вес, но даже являться объектом ПРЕКЛОНЕНИЯ, а то и ПОКЛОНЕНИЯ. Христианами же используется для обозначения того или иного Дара Божьего. Каковых Павлом перечислено (для примера) девять. Список этот можно продолжать.

Мирское понятие «харизма» лучше всего ассоциируется с образами ПТИЦ: орла, филина, павлина, индюка, петуха… Ну и попки, конечно. Куда ж без него?

Богу же до такой харизмы нет совершенно никакого дела. Ибо Он чужд «лицефаворитизма» и не приемлет «лицепротекционизм».

* * *

О РОЛИ ВТОРОГО НАЧАЛА ТЕРМОДИНАМИКИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Интересно, что чем выше степень дегенерации носителя того или иного генотипа, тем более уверенно относит он себя к высшей расе (интеллектуальной элите, правящей и пр.).

Вырождение – это естественный процесс (см. второе начало термодинамики); энтропия системы без вмешательства в нее извне может только возрастать. И потому, при прочих равных условиях, чем старше генотип, тем тяжелее степень его вырождения. А попутно – «осатанения», ибо «хозяин» дегенерации – дьявол.

И если бы Господь не «впрыскивал» постоянно там-сям свежую генетическую «струю» в род человеческий, последний выродился бы и просто исчез с лица земли за несколько поколений.

* * *

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕГИПЕТСКОГО ПЕРИОДА

Часто приходится слышать о 430-летнем рабстве израильтян в Египте. Здесь, скорее всего, вкралась ошибка и вот почему.

Часть первоисточников, по которым составлена Библия, в том числе те, которые были переведены сначала на старославянский, потом на русский язык 19-го столетия, свидетельствуют нам следующее: «Времени же, в которое сыны израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исх. 12:40). Это – в синодальном переводе.

Другие же первоисточники говорят так (см., например, тематическую Библию с комментариями): «Времени же, в которое сыны израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле ханаанской], было четыреста тридцать лет» (Исх. 12:40).

Разница взята в квадратные скобки.

Второй вариант предполагает, что 430 лет прошло со времени прихода Авраама из родных краев в землю ханаанскую до исхода израильского народа из Египта.

Какой из двух вариантов точнее?

Давайте, прикинем. Левий, один из сыновей Иакова и родоначальник одного из колен израильских, приходился Моисею прадедом по отцовской линии и дедом – по материнской (Чис. 26:58,59). Мог ли между дедом-прадедом и внуком-правнуком оказаться промежуток времени в четыре столетия? В ту эпоху, а не в допотопную, – уже нет. Времени могло пройти раза в три меньше, и это – максимум.

215 лет прошло от прихода Аврама в Ханаан до прибытия Иакова со всей родней в Египет (Быт. 12:4; 21:5; 25:26; 47:9). Если придерживаться второго варианта, то столько же лет, выходит, обитали израильтяне в бассейне Нила. Моисей же в таком случае на 265 лет моложе своего прадеда-прапрадеда Иакова (Исх. 7:7). Если учесть, что прадед старше отпрыска на три поколения, а прапрадед – на четыре, то, стало быть, в данном случае по материнской линии на одно поколение в среднем выпадает примерно 88 лет и по отцовской – 66.

Вот это уже – вещь вполне реальная по тем временам… («Богатыри, не мы!») Причем, поскольку Левий – третий по счету у Иакова, то совершенно очевидно, что Господь одарил Левия Иохаведой в глубокой старости. Да и та родила будущего вождя далеко не в первой молодости.

Теперь – от арифметических прикидок к тексту Писания.

«…Аврааму были даны обетования и семени его… которое есть Христос… завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу…». (Гал. 3:16,17)

Вот так: «…закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет…» после обетования (завета о Христе), данного Аврааму (тогда еще Авраму). Обетование же ему дано было трижды: перед выходом его из Харрана в землю ханаанскую, перед беременностью Сары Исааком и в тот момент, когда Авраам доказал свою веру и верность Богу, едва не принеся в жертву своего сына. (Впоследствии Господь повторил данное обетование Исааку, потом – Иакову.) А закон был озвучен Моисеем вскоре после выхода народа из Египта.

* * *

О НЕПРЕХОДЯЩЕМ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СИНДРОМЕ АДАМА И ЕВЫ

«…нет ничего нового под солнцем». (Еккл. 1:9)

Соломон, конечно, утрировал насчет «ничего» – гипербола, литературный прием. Не было еще земной миссии Иисуса Христа и Нового Завета, не было такого научно-технического прогресса, как ныне, не было еще много чего. Но мысль понятна. Многое из того, что нам кажется новым, на самом деле когда-то где-то кем-то зачем-то уже было сделано или сказано.

Вот и Давид с Вирсавией не вытворили чего-либо нового, а лишь примерили на себя роль Адама и Евы.

Если женщина купается в обнаженном виде, она не может не допускать вероятность того, что за ней кто-то подглядывает. А иногда и страстно желает чьего-нибудь подглядывания.

Это – не оправдание для Давида. Но лишь очередное напоминание нашему полу, что евы выступают не только в качестве плодоведов, не только фруктами соблазняют адамов.

* * *

О «НАДМЕНИЗАЦИИ»

Нередко в тех, у кого знание Библии выше среднего, тычут пальцем, говоря, что, дескать, раз много знает, стало быть, Иисус у него мало в сердце живет. Знания, мол, «надмевают».

Таким любителям составления пропорций есть смысл напоминать, что о том, какую «жилплощадь» в данном сердце занимает Христос, знают только Он Сам, Бог-Отец и Святой Дух. Да еще сатана догадывается.

А знания действительно «надмевают». И очень важно при этом, чтобы скорость «надменизации» не превышала скорости возрастания знаний. Еще лучше – отставала от нее как можно больше. А то ведь «самые умные, самые грамотные» студенты у нас – первокурсники. К пятому курсу они обычно становятся поскромней и поспокойней. И еще один важный момент. Если возрастание мудрости у человека не отстает от накопления знаний, то «надменизация» непременно будет отставать.

«Знания затмевают и надмевают» – это больше относится к ЛИШНИМ знаниям. Кто-то, возможно, считает, что лишних знаний не бывает; я же считаю, что бывает (пусть кто-то обзовет меня Фамусовым!).

Но не бывает «лишних» профессиональных знаний, умения, сноровки, смекалки. Не может быть «лишних» знаний о Боге, знаний Его Слова, воли, истины. И, самое главное, не может быть «лишнего» ЛИЧНОГО познания Бога, к каковому более чем к чему-либо стоит стремиться верующему.

С другой стороны, надменность часто свойственна людям со скудными познаниями. Чем больше человек обретает ИСТИННЫХ знаний, тем лучше понимает смысл известного афоризма: «Немногие знают, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Есть люди, которые пришли к Богу через знания – знания сверх ограничений в рамках советской идио… простите, идеологии.

Например, чтобы уяснить, что эволюционная теория – вовсе никакая не теория, а всего лишь гипотеза, и иметь возможность сравнить ее с гипотезой научного креационизма (сотворения мира), нащупать слабые с научной точки зрения места эволюционной схемы, необходимо в достаточной степени знать ту и другую. А также иметь представления о тех научных открытиях и достижениях, которых человечество добилось за время, прошедшее после установления в науке диктата эволюционистов. И таких примеров немало.

* * *

«ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!»

«Человек – это звучит гордо!» (А. Пешков – М. Горький)

Вот только «гордозвучное» –
Словечко не научное.
И часто «гордозвонное»
Вблизи – нечто зловонное.

И вообще… «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (Ис. 2:22)

Так что, пусть сопит гордо в свои две дырочки, в которых у гордого все содержимое видать.

Современный язык разделяет понятия «гордость» и «гордыня». Гордость, дескать, – штука положительная, а гордыня – отрицательная. Прежде же (например, в словаре Даля) слова эти были синонимами. В сознании, мировоззрении христианина они так же, как и в словаре Даля, остаются синонимами. Мы предпочитаем внутренне радоваться за свои или чьи-то успехи… и печалиться о гордецах, обуянных не важно чем – гордостью или гордыней.

Вообще, человек – существо неоднозначное и, по сравнению с его Создателем, – весьма глупое. Как правило в своей жизни человек руководствуется «деревянными» установками: это – табу, это избегай, от этого беги, это уничтожь, этого уважай, этому служи, это – враг (враждебное), это – друг (дружественное); наши, не наши и т.д. и т.д. В той же плоскости дело порой обстоит и у верующих.

Людям вообще свойственны упрощенные подходы ко всему на свете. Их умозрительные графики – это прямые; в лучшем случае – нелинейные функции первого порядка сложности. Тогда как процессы в материальном мире вообще и в человеческом житие-бытие – штука многофакторная, и эта многофакторность дает такие дебри осциллограмм! Мы можем лишь условно, с той или иной степенью приближения проводить на этих сложнейших графиках результирующие линейные или нелинейные функции, выделяя тем самым какой-то превалирующий фактор, рискуя ошибиться по части «превалирования»…

Гордый же человек – одно из наиболее глупых существ на свете. Гордыня прямо пропорциональна глупости.

Единственное, что может противостоять человеческой глупости, – это вера. Но вера просто в духовное начало, в то, что человек – не «венец природы», а ты сам – не «пуп земли», – это еще не достаточно. Хотя и необходимо.

* * *

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

Интеллигент (ность), (ция) – что это такое?

Попробуем к множеству пониманий данных слов добавить свое.

У всего есть причины и следствия (банальность). Есть, в частности, причинно-следственная цепочка: желание – стремление – занятие – достижения – конкретные результаты. По всем этим «полочкам» можно раскладывать и рассматривать также и понятие «интеллигентность».

Мне кажется, лучше всего свидетельствует обо всем КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Взять, например, рассказ-сентенцию Христа о том, кто есть ближний. Ведь он, ближний из Христова примера, оказался не только добрее, но и ИНТЕЛЛИГЕНТНЕЕ предыдущих путников. Умнее, по большому счету, ибо ум его управлялся сердцем.

Иногда Бог дает человеку сразу конечный результат. В таком случае вся предыдущая цепочка теряет смысл.

* * *

О ПОЩЕЧИНЕ И НЕ ТОЛЬКО

Многих колеблющихся на пути к вере смущает фраза «…кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую…» (Мф.5:39; Лк. 6:29).

Вряд ли данное выражение является прямым руководством к действию для любого христианина, так как, во-первых, мало кто способен подняться на такую духовную высоту, чтобы данной «подставой» явить не трусость, а силу; и, во-вторых, тому, кто сумел подняться, вряд ли влепят пощечину. На растерзание львам еще могут бросить, но по щеке ладошкой… Маловероятно.

Важно понимать из этой фразы следующее.
1. Если тебя ударили чем-либо куда-либо, значит, так или иначе, в той или иной степени, но непременно ты это заработал. Абсолютная невиновность – всего лишь абстракция. В нашем МАТЕРИАЛЬНОМ мире нет ничего абсолютного, кроме поштучного, поголовного и персонального исчисления.
2. В случае если обида, урон или еще что-либо, нанесенное вам, явно является не адекватным объективной степени вашей вины (имейте только в виду, что объективность – это точка зрения ЛИШЬ Бога), вспоминайте притчу о должниках, о злом рабе (Мф. 18:23-35). Помните, что мы все – куда большие должники перед Господом, чем кто-либо перед нами. И попробуйте поступить так: отойдите в сторону, оставьте вашего «дебитора» напрямую перед Богом, отдайте негодника в Его руки, перестав считать его своим должником (в экономике аналогичная ситуация называется ПЕРЕУСТУПКОЙ ДОЛГА). А уж Господь спросит с того по полной программе. Вам же есть смысл молиться о смягчении участи бедолаги.
3. Справляться же с бесами с помощью бесов – бесовщина в квадрате.

* * *

О ПРОЩЕНИИ

Есть разные уровни у такого понятия как прощение.

Первый, МИНИМАЛЬНЫЙ, уровень прощения мы обязаны иметь КО ВСЕМ людям без исключения, даже к врагам (Мф. 5:44). И независимо от того, попросят у тебя прощения за прегрешение по отношению к тебе, за нанесенное тебе зло или будут считать, что так и должно быть. Простить по минимуму значит не только не носить в мыслях отомстить, наказать кого-то, но и ВООБЩЕ НЕ ЖЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ЗЛА. Бог обязывает тебя любить этого человека. Но… «Прощаю, отпущаю и к себе не подпущаю». В самом деле, любить ненавидящих вас или просто непредсказуемых лучше, держась от них подальше.

О более высоком уровне прощения Иисус говорит в Евангелии от Луки (17:3,4). Этот уровень предполагает восстановление ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ. Здесь уже имеет место УСЛОВИЕ: «если покается». То есть попросит прощения; не просто извинится дежурно-походя, а видно будет, что человек осознал степень своей вины и исполнен решимости не допускать подобного в дальнейшем. Если же будет допускать и всякий раз при этом искренне каяться, то всякий раз надо прощать по такому вот, второму, уровню. Но при этом говорить о доверии, конечно же, не приходится, коли приходится прощать по семи раз на дню.

Наивысший же уровень прощения – это восстановление (установление) полного ДОВЕРИЯ к человеку. Чтобы такое стало возможным, есть смысл молиться за то, чтобы Господь изменил его. Изменил настолько, чтобы ты смог ему доверять. И если это твое желание не будет расходиться с какими-то определенными Божьими планами, считай, что ты победил.

* * *

УРОКИ ИОВА

Главное, чему учит книга Иова: самооправдывание и самооправдание, даже в устах праведника, любимого чада, омерзительно для Бога. Ибо это – одно из проявлений гордыни.

И еще один важный вывод из этой книги. В роли обвинителя дано право выступать только дьяволу и лицу, назначенному на должность прокурора. Но уж никак не друзьям и близким людям, тем более, когда от них требуется поддержка.

Остальным урокам Иова осмелимся присвоить порядковые номера от третьего и далее.

* * *

О РОМАНТИКЕ И СЕМАНТИКЕ

Какой романтикой подвига веет от слова «голгофа»! «Это мой крест! моя голгофа!» – кто не слыхал сего? Но когда человек узнает, что слово «голгофа» в переводе с арамейского означает «череп», что назван так холм в окрестностях Иерусалима был именно потому, что походил на то, что остается от материальной головы, вся романтика куда-то улетучивается…

* * *

ЗАЧЕМ СОЗДАН ЧЕЛОВЕК
(Тест)

Приоритеты у разных людей на этот счет таковы:
1. Есть.
2. Пить.
3. Заниматься сексом.
4. Предаваться иным плотским удовольствиям.
5. Зарабатывать деньги.
6. Вырасти интересным, представительным, авторитетным.
7. Полюбить представителя противоположного пола.
8. Произвести потомство.
9. Воспитывать детей.
10. Наб(и)раться знаний.
11. Мыслить, понять этот мир.
12. Достичь чего-то, самовыразиться в профессии или хобби.
13. Созда(ва)ть что-то прекрасное, совершенное, насколько это ему по силу.
14. Посвящать созданное другим и (или) совершить(ать) подвиг(и) во имя людей.
15. Понять, КЕМ он создан и зачем. Поняв, принять и исполнять.

В соответствии с его приоритетами, человека можно назвать:
1 - проглот;
2-4 - кайфоглот;
5 - живоглот (сребролюб);
6 - себялюб;
7 - женолюб (мужелюбка);
8-9 - детолюб;
10-11 - науколюб;
12-13 - работолюб;
14 - человеколюб;
15 - Боголюб.

* * *

КТО ТЫ?
(Тест)

Проверь, кем ты являешься в соответствии с мотивацией твоих отношений с Господом.
Отношения с Богом мне нужны ради:
1) церковной карьеры, прочих успехов и благ в жизни земной;
2) спасения;
3) прославления в вечности;
4) любви к Нему.
В соответствии с порядковым номером моего ответа я есть:
1) нехристь;
2) четвертьхристианин;
3) полухристианин;
4) христианин.

Виталий Александров

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 6 + 5

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: