Вечное предсуществование Христа

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, как и предупреждал Христос, существует множество различных ложных учений и ересей. Многие из них возникли недавно, некоторые же существуют уже очень длительное время. Носителями одной из древнейшей ереси является организация Свидетелей Иеговы. Ересь эта начала свое существование еще в 4 в. н.э. и называлась она «Арианство». Корнем этой ереси является доктрина о Божественности Христа. Камнем преткновения стал вопрос о том «Предсуществовал ли Христос вечно или же в какой-то период времени Его не было?». Данная работа посвящена рассмотрению этого вопроса.

I. ВАЖНОСТЬ ВОПРОСА
А) Для понимания Троицы
Ответ на вопрос о вечном предсуществовании Христа оказывает важное влияние на понимание учения о Троице в Священном Писании. Так как доктрина о Троице утверждает то, что три личности Божества неразделимы, неслитны и являются одним Богом. Если же Христос не имел вечного предсуществования, но был в какой-то момент сотворен, то мы должны будем признать, что учение о Троице ложно. Если же не верить в доктрину о Троице,то невозможно верить и в доктрину о спасении, так как они тесно взаимосвязаны. В итоге человек не может быть христианином.1
Доктрина о Троице — это наиболее существенная, жизненно важная и практическая из доктрин. Она является фундаментом всякой истины. Она полностью переплетается с Евангелием и всем, что оно несет. Без нее весь план спасения кончился бы ничем.2
Б) Для понимания Божественности Христа
Учение о божественности Христа также потерпит ущерб, если Христос не имел вечного предсуществования. Так как, Бог не имеет ни начала, ни конца. Он вечен. Значит существовал вечно. Если мы верим, что Христос в полной мере Бог, то требование о вечном существовании также должно выполняться в отношении к Нему.

В) Для доверия Иисусу Христу.
Иисус Христос сам неоднократно утверждал о своем предсуществования многократными «Я есмь», а также отождествляя Себя с Богом Отцом. Если Его утверждения ложны, то можно ли доверять другим Его словам и обещаниям? Таким образом ясное понимание этого вопроса укрепляет нас в вере и уповании на обетования Христа.

II. ОШИБОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЧНОЕ ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ ХРИСТА,
А) Содержание
В начале четвертого века Арий из Александрии возглавлял сторонников того учения, которое утверждало, что, хотя Христа и можно назвать Богом, но Он не был истинным Богом и ни в коем случае не может быть равным Богу в смысле сущности или, самое главное, вечности. Христос был сотворен прежде времени. Он, Логос Божий, был первородным из всего творения и фактором в создании мира. В воплощении Логос вошел в человеческое тело, заняв место человеческого духа. Таким, образом, Христос не был вполне Богом и не был вполне человеком.3
Эта ересь существует и по нынешний день. Сменив внешнее обличие с «Арианства» на «Свидетели Иеговы» она продолжает свое разрушительное действие.
Б) Основание
В поддержку этого взгляда пользовались и пользуются следующими текстами Священного Писания:
Марк 13:32 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.»; - отсутствие ВСЕВЕДЕНИЯ
Ин. 5:19 «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.»; - отсутствие ВСЕМОГУЩЕСТВА
Ин. 14:28 «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. »; - отсутствие РАВЕНСТВА Богу Отцу
Кол. 1:15 «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;» - отсутствие ВЕЧНОГО ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЯ
В) Позиция Церкви
В ответ на распространяющееся ложное учения был собран Никейский собор (325 г. н.э.), на котором было утверждено положение, согласно которому Иисус обладает единой с Отцом сущностью. Арианское же учение было отвержено как еретичное.4

III. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЕЧНОГО ПРЕДСУЩЕСТВАНИЯ ХРИСТА.
A) Ветхий Завет
Первая глава книги Бытие раскрывает нам начало Божьего труда. «В начале сотворил Бог небо и землю.» (Быт. 1:1) Из этой главы четко видно что: 1) в самом начале был только Бог и 2) началом творения является создание неба и земли. Если же утверждать что Иисус был сотворен прежде остального творения, то это означает подвернуть сомнению истинность Писания с самых первых строк. Так как если бы в начале был сотворен Иисус, то утверждение, что «в начале сотворил Бог небо и землю» было бы ложным. Сотворение неба и земли в таком случае было бы продолжением акта творения, но не началом его.

Б) Новый Завет
Новый Завет также утверждает о вечном предсуществовании Христа. Одно из мест в котором это ясно видно - 1 глава Евангелия от Иоанна. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1:1)
Как воплощенный Логос, Христос является не только Тем, Кто существовал до сотворения мира, но предвечным Богом. В Библии сказано, что Христос был в начале у Бога и что Он также есть Бог (см.: Ин. 1:1-13) Тот факт, что Он был у Бога, говорит о существовании нескольких ипостасей Божества. Тот факт, что Он есть Бог, говорит о существовании единого Божества.5
Апостол Павел неоднократно утверждает о том, что Христос существовал от вечности. В Послании к Колосянам он пишет: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол.1:15). В этом тексте видно, что Павел не сомневается в Божественности Христа называя Его образом Бога, т. е. отпечатком сущности Бога. И видимо поэтому он использует слово «рожденный», а не сотворенный, что не противоречит доктрине о Божественности Христа. Далее, развивая мысль, апостол говорит, что будучи Богом Христос создал все видимое творение и поддерживает существование всего. И вполне логично, что Христос пребывает прежде всего сотворенного, будучи Богом.

В) Слова Христа
Иисус в своей первосвященнической молитве в Иоан. 17:5 говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Таким образом Иисус утверждает, что прежде чем был создан окружающий мир, Он уже существовал и более того, имел славу.
Также в ответ на упрек фарисеев Он говорит: «...истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.» (Ин. 8:58). Из этого заявления можно сделать вывод о предсуществовании Христа и не только, но и о Его Божественности.

IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
А) Для спасения
Учение о спасении от Божьего наказания за грехи основывается на искупительной жертве Иисуса Христа. Жертве, которую Бог принимает лишь потому, что Христос является непорочным, безгрешным Сыном Божьим. Так как из-за греха отношения были нарушены между человеком и Богом, то необходим посредник Богочеловек, чтобы восстановить эти отношения. Именно Христос будучи Богом, воспринял плоть человеческую и совершил этот подвиг искупления. Отвергая Божественность Христа человек лишается единственного пути примирения с Богом.
Б) Для освящения.
Освящение это процесс, который длится всю жизнь. И этот процесс неразрывно связан с пребыванием Христа в верующем человеке. Апостол Павел говорит «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.» (Рим. 8:10). Если же Христос лишь творение, то Он не может разделиться и пребывать одновременно и постоянно в сердцах миллионов людей. Это возможно только Богу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Доктрина о Божественности Христа всегда подвергалась нападкам и искажениям как со стороны других религий (иудаизм, ислам и др.), так и изнутри Церкви. В результате возникали ереси и собирались соборы, чтобы внести ясность в этом вопросе. Однако несмотря на решения Соборов, ереси продолжают существовать. Они меняют лица, но сущность остается та же. Для того, чтобы уберечься от впадения в ложное учение необходимо знать его подлинное лицо. Зная о том, что Христос является Богом и предсуществовал вечно вы убережетесь от опасности попасть под влияние лжи Свидетелей Иеговы. Да хранит вас Иисус Христос!!!

Илья Шаблов

Комментарии

Читака - 06.10.2009 22:12:58

Хорошо, что есть люди, стоящие на страже истины, не позволяющие проникнуть ереси в наши истиналюбивые ряды.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 2 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: