Послание Иакова - вред или польза?

Послание Иакова – вред или польза?

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» Иисус Христос.

В начале этой статьи мне хотелось бы вспомнить один эпизод из моей жизни, который подвиг меня задуматься и пересмотреть свое отношение к одной книге включенной в канон Нового Завета. Господь часто использует обстоятельства нашей жизни, что бы сказать нам нечто новое и полезное.
Как то мне пришлось провести несколько долгих зимних вечеров - бесед с православным священником. Это был не полуграмотный сельский поп, а образованный человек из интеллигентной семьи. Темы бесед был разные, но все сводилось к одной, от которой проистекали все другие – «спасение по вере». Как известно православное (и не только) учение отвергает идею о том, что праведность - оправдание пред Богом, можно получить через веру в Иисуса, как единственное и достаточное условие. Доказательства, своей правоты спорящие стороны приводят разные, но последним аргументом обычно является – Священное Писание, как последняя инстанция, и каждый стремится в подтверждение своих слов, цитировать текст Библии, как самый сильный и последний аргумент. Так было и нашем случае.
Сразу оговорюсь, я бывший православный, моя молодость (десять лет), прошла под знаменами этого учения, теперь же я почти столько же нахожусь в благодати, и стараюсь каждому человеку засвидетельствовать о простом и доступном для каждого грешника способе примирится с Богом и получить вечную жизнь, – вере в Евангелие Иисуса Христа.
Я свидетельствовал своему собеседнику о моей прошлой жизни, о том, как я был ревностным православным и как все закончилось нравственным падением, причем падение было настолько глубоким, что ортодоксальные способы исцеления уже не помогали, и я все больше погружался во тьму греха и безысходности. Причем уже тогда другие люди, свидетельствовали мне о спасении через веру, но разум мой был обложен, словно толстым слоем ваты и до меня «не доходило». Когда же положение мое и без того плохое, ухудшилось, неожиданно для меня Иисус протянул мне руку спасения, я же только лишь ухватился за нее верой, так как кроме этого у меня на тот момент ничего за душой не было, все мой «очки» и «баллы» сгорели. И о чудо, в тот же момент я получил исцеление от всех моих грехов и почувствовал себя чистым и непорочным сыном Бога.
И как после, я глазами мокрыми от слез читал Новый Завет, и не понимал, как же я раньше, читая многократно все это, не видел учения об оправдании верой, о котором написано практически всюду. Особенно ярко и много об этом писал Ап. Павел в своих письмах.
Мой собеседник в ответ, замечал что св. отцы не знали этого учения о спасении одной верой. И коль я цитировал из писем Павла, то он, тоже в подтверждение своей правоты цитировал из Библии. И приводил цитаты из послания Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14)
В ответ, я пытаясь пояснить свою позицию говорил, что после того как человек получит спасение, он конечно же будет жить по другому, бывший вор – пойдет работать, бывший прелюбодей станет верным мужем и т.д., но это будет следствием глубокой перемены человека, а не средством примирится с Богом.
Но мой собеседник подкреплял свою мысль, опять ссылкой на послание Иакова: «человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24)
Павел тоже писал о важности нравственного образа жизни, но ему в голову не пришло написать такую фразу: «человек оправдывается делами». Он с точностью до наоборот пишет: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел» (Рим 3:28.)
Причем эту мысль он повторяет многократно: «вы спасены через веру, … не от дел».(Еф. 2:8-9) и еще: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.» (Рим. 4:5) и опять: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами» (Гал. 2:16).
Как еще яснее и недвусмысленней выразить мысль, о том, что одной веры достаточно для спасения!!!
Но мой оппонент стоял на своем и утверждал, что я не правильно понимаю Павла. И что Иаков, брат Господа Иисуса Христа и первый епископ Иерусалимской общины, учил по-другому.
И для меня, стало понятно, что на мысли Павла, ортодокс смотрит глазами Иакова, поэтому он в понятие «вера» вкладывает совсем другой смысл.
После этой беседы, я в очередной раз задумался, о том, почему люди отнюдь не глупые, не могут понять такое не сложное и доступное учение об оправдании верой в Иисуса, и что этому мешает? Я, конечно, понимал, что это определенный дух, который делает людей глухими к евангелию Иисуса. Но почему этот дух находит почву в книге Нового Завета, там, где ему не должно быть места. И что это за послание такое, два - три предложения из которого, напрочь разрушают всю доказательственную базу Ап. Павла. И еще я вспомнил, как пару лет назад я вел «разбор» книг Нового Завета. И как я, последней в очередь изучаемых книг поставил именно послание Иакова, как книгу, на которую надо смотреть, изучив и приняв мысли и идеи, предыдущих книг, в особенности же послания Павла. Т.е. послание Иакова надо правильно понимать и толковать в русле учения Павла и Петра.
Но эта последняя беседа серьезно заставила задуматься об этом послании, которое как не крути, противоречит учению о спасении чрез веру, являясь, по сути, серьезным соблазном, так как находится в каноне книг Нового Завета. Эта мысль меня особенно пугала т.к. авторитет Св. Писания, для меня был непререкаем.
Но Дух Божий влек меня, и хотел, чтобы я действительно посмотрел на послание Иакова глазами Ап. Павла не взирая на лица.
Итак, мысленно перенесемся на две тысячи лет назад, в начало проповеди Евангелия. И сразу усвоим одну мысль, не поняв которую, трудно будет уяснить не только некоторые места писем Павла, но и ход всей церковной истории.
Дело в том, что из Иерусалима вышли с проповедью не только Апостолы но и …лжеапостолы. Апостолы учили о Христе и лжеапостолы учили о Христе. Апостолы были евреи и лжеапостолы были евреи. И те и другие были ревностными проповедниками, и те и другие учили безмездно, и те и другие были прекрасными ораторами и смелыми людьми, презирающими трудности и опасности. И на первый взгляд их ничто не отличало. Но на самом деле, между ними была большая разница и шла ожесточенная борьба. Такие люди как АП. Павел в их адрес отпускают очень жесткие эпитеты: «псы, злые делатели, служители сатаны, лжеапостолы, лжебратья». От чего же так резко высказывался Апостол?
Потому что знал, какой печальный результат ждет тех людей, которые принимали учение этих «горе проповедников». Послание к Галатам написано как раз пострадавшим от этих лжеучителей. Что же они провозглашали и почему ими так сильно был недоволен Павел?
А учили они на первый взгляд безобидным вещам. Краткая формула их учения выглядела так: вера плюс дела равно спасение. Верить в Иисуса как в Мессию и делать добрые дела, что бы быть праведными в глазах Бога. Поясню: Моисеев закон – это закон добрых дел, состоящий из нравственных требований и ритуальных заповедей. В практике того времени они настаивали на обязательном обрезании христиан, а это ритуальное действие было частью Моисеева законодательства. Но этим не заканчивалось. За согласием исполнить это требование, дело заходило о соблюдении субботы, за субботой поднимался вопрос о пище кошерной и не кошерной. (Все эти темы можно найти в письмах Павла.) Так мало по малу, вера, как достаточный способ достижения праведности все больше превращалась в приложение к поступкам. Это напоминает кормление кукушонка, ничего не подозревающей матерью, которой подменили птенца. В итоге выкормыш в разы превосходит размером кормящую птичку и вообще не похож на нее. Ее же настоящий детеныш давно погиб.
Результатом этого небольшого прибавления к вере было - потеря спасения. «остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4) – таковы слова Ап. Павла. Он не сгущал краски. Это вердикт Святого Духа. Суть этого возврата к «немощным началам», была в ветхой и греховной природе человека, которая, плохо поддается дрессировке и обязательно проявит себя в безнравственности. А закон добрых дел, как это не парадоксально, подпитывает греховную природу человека, т.к. «сила греха – закон» (1Кор.15:56). Это состояние становится еще более опасным, когда оно одето в христианское обличье. Подделка выдается за оригинал.
Поэтому эти самозваные учителя вызывают у Ап. Павла столь гневную реакцию: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Невольно вспоминаются слова Господа о лжепророках времен Иеремии: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали». (Иер.23:21)
Павел же и ему подобные люди, учили, что веры в спасающую жертву Иисуса на кресте достаточно для полного очищения, для получения праведности, и добавлять к этому, что-то еще просто цинично, по отношению к подвигу Иисуса. Учение об оправдании одной верой, хоть и выглядело на первый взгляд невзрачно и слишком уж просто, зато было действенно и эффективно. Проказа греха тотчас сходила с людей принявших это учение.
Оппоненты Павла были людьми грамотными, и свое учение распространяли не только устно, но и письменно.
Приняв во внимание выше изложенное, давайте открытым оком посмотрим на послание Иакова. Небезынтересно будет отметить, что это послание не пользовалось авторитетом в христианских общинах в течении длительного времени, в отличии от писем Павла, богодухновенность которых ни у кого и никогда не вызывала сомнений.
Первое упоминание о послании Иакова, принадлежит Оригену, который вскользь упоминает о нем. Это середина 3-го века!!! Тертуллиан, живший в это же время, не упоминает о нем вообще!!! Официальный сирийский перевод Нового Завета, которого придерживается сирийская церковь, носит название Пешито и был выполнен в начале 5-го века, и только тогда впервые было переведено на сирийский язык послание Иакова. До этого времени не существовало его перевода на сирийском языке!!! Евсевий Кесарийский, трудившийся в середине 4-го столетия, тот самый, который пел хвалебные песни императору Константину и крестивший его величество, перечисляя книги претендовавшие называться Писанием, послание Иакова относит к "спорным" и пишет о нем так: "Первое из посланий, называемых вселенскими, соборными, говорят, принадлежит ему (Иакову); но следует отметить, что некоторые считают его поддельным и, действительно, лишь очень немногие авторы упоминают его"!!! И лишь после того как церкви, в которых епископы превратились в маленьких царьков, попали в плен языческого государства – Римской империи, и император стал «покровительствовать» церкви, послание Иакова попадает в канон книг Нового Завета.
Кто автор послания Иакова? Версий было много. От неизвестного проповедника, выступавшего под псевдонимом Иаков, до руководителя Иерусалимской общины, родственника Иисуса. Интересно, что когда Апостолы рассеялись и проповедовали евреям и язычникам спасение «по вере». Именно Иерусалим стал базой для «иудействующих» христиан. Именно там были тысячи уверовавших Иудеев - ревнителей закона, которые соблазнялись смелым учением Павла. В послании к Галатам,(2:12) Павел говоря о не понимавших учение о спасении через веру, называет их «некоторые от Иакова». Намек более чем прозрачный, на вдохновителя и покровителя этих «некоторых». Но в 4-ом веке, епископы вставившие послание Иакова в канон Нового Завета, приписали авторство как раз этому Иакову – брату Иисуса. А ведь Апостол Павел не зря учил не смотреть на личность и призывал не верить даже ему, если он начнет учить иначе.
Итак, перейдем к содержанию послания Иакова. Первое что бросается в глаза в этом послании, это то, что автор, ссылаясь на историю Авраама, делает совершенно противоположный вывод, чем тот, что делает Павел.
« Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»(Иак 2:21-24). Человек оправдывается делами, а не верою только - вот вывод автора послания Иакова.
Теперь сравним с тем, как на историю с Авраамом смотрит Павел: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. «(Рим. 4:2-3) Причем Павел в этом случае, почти не комментирует, а дает Писанию самому высказать мысль на которой он, лишь заостряет внимание. Поверил…и это вменилось…в праведность.
Как так получается, что два Апостола, читают один и тот же текст Писания, и делают разные выводы. При этом абсолютно противоположные… Вспоминаются слова Павла, внушенные Св. Духом и актуальные для всех времен: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».(1Кор.1:10) А тут явное разделение, разный дух, и противоположные мысли.… Не могут они быть оба правы. Хотя непредвзятый наблюдатель, в выводах автора послания Иакова, увидит явную натяжку и желание выдать желаемое за действительное.
Интересно и то что, автор послания Иакова приводит тот же пример, что и Павел. Случайно ли это? Думаю, нет. Так поступил бы человек желающий доказать обратное, и убедить своих слушателей в некомпетентности своего оппонента.
Следующий пример, который приводит в подтверждение своей теории, автор послания Иакова, это история с Раав.
«Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» (Иак2:25.) Опять упор на поступок. Автор же послания к Евреям упор делает на веру, когда вспоминает о Раав.
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». (Евр11:31) Опять один и тот же пример и разный вывод. Заочная дуэль, да и только.
После двух примеров с Авраамом и Раав, которые должны были убедить слушателей в том, что одной веры для оправдания явно не достаточно, автор послания Иакова подытоживает свою мысль короткой и запоминающейся фразой: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. «(Иак 2:26). Действительно тело без духа мертво. С этим согласится всякий. Но обратите внимание, что с чем соотносит автор. Веру сравнивает с телом, а дела с духом. Сравнение явно не удачное, т.к. тело видно, а веру нет. Дела видимы, а дух нет. Любой здравомыслящий человек понимает, что дух двигает телом, а не наоборот. По Иакову же дела двигают верой, видимое движет невидимым. Телега впереди лошади.
На этом 2-ая глава послания Иакова заканчивается. И начинается 3-я глава из которой современные горе проповедники в подтверждение греховности христиан, любят цитировать небезызвестную фразу: «ибо все мы много согрешаем» (Иак3:2), обводя при этом сверкающими глазами притихших прихожан. А ведь раньше деления на главы в свитках отсутствовали, текст был сплошным. Деление на главы стали применят только в средние века. Любители Писания знают, что это деление сделано, не всегда удачно, порой оно прерывает мысль автора. Так вот, если мысленно убрать разделение между 2-ой и 3-ей главами, то после примеров с Авраамом и Раав, призванных по мысли автора, подтвердить идею о том что одной веры для оправдания не достаточно, идет фраза: «Братия мои! не многие делайтесь учителями зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем »(Иак3:1) Думаю, вы уже догадались, в чей огород полетел камень. Иаков, не называя имен, обвиняет Павла и ему подобных, в самовольном учительстве и лжеапостольстве! Причем делает это мягко, вскользь, но при этом всякий понимает о ком идет речь. Павел в своих посланиях делал то же самое, имен не называл, но двумя - тремя словами, точно описывал своих противников: «некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают».( 1Тим.1:7) И если Павел свое служение видел как «служение оправдания»(2Кор.3:9).То деятельность, Павла в глазах Иакова и ему подобных, вызывала только большое осуждение. Действительно «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь».(2Кор.2:16) Равнодушных не было.
Далее… Иаков дважды заводит речь о Законе. Сначала он называет его «закон совершенный, [закон] свободы» (Иак.1:25),а затем «закон царский» (Иак.2:8). Кажется, что речь идет об учении Христа, о Евангелии. Но на самом деле Иаков, не смущаясь, говорит о Законе Моисея!!! Еще Мартин Лютер обратил на это внимание. И действительно, когда Павел говорит об учении Христа, то называет его Законом, и поясняет – Законом веры. Который пришел на смену Закону Моисея - закону дел. (Рим 3:27). У этих двух законов принципиальное различие. Моисеев закон требовал постоянного исполнения всех его правил и постановлений, иначе – проклятие. «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закон» (Гал.3:10). Именно исполнение, давало жизнь. Об этом пишет Павел, который сам раньше был ревностным исполнителем Закона: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим 10:5). И продолжает, «А праведность от веры так говорит:… Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности» (Рим 10:6-10).
Сердцем веруют к праведности, т.е. для получения оправдания пред Богом достаточно одной веры в Иисуса!!!
Иаков же упор делает на исполнение: «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. «(Иак. 1:25). И в другом месте: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2:10-11.)
Признаюсь честно, для меня последние сомнения развеялись, когда я понял, что под «законом свободы» Иаков имеет ввиду закон Моисея. Поэтому-то в случаях с Авраамом и с Раав, он не видит принципа веры. По этой причине и высмеивает учение Павла о вере, фразой «и бесы веруют» (Иак.2:19). Что бы по-настоящему оценить, эту фразу, предлагаю вспомнить каждому день своего спасения. Когда вам Бог простил все грехи и дал новую жизнь. И вот вы встречаетесь с другим человеком, вас переполняет радость в Господе, и вы взахлеб рассказываете ему о том, как уверовали в Иисуса и какая чудесная перемена произошла с вами! А в ответ слышите: «и бесы веруют»…
Еще обратите внимание на начало послания Иакова. С первых строк автор, не смущаясь, обращается к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак.1:1). Почему его письмо не универсально? Почему оно обращено исключительно к евреям? Тогда как другие Апостолы обращались к церкви, состоящей из уверовавших иудеев и язычников.
Именно «иудействующие» христиане, жили обособленной жизнью. У христиан из язычников своя свадьба, у природных ветвей – своя. У них не укладывалось в голове, что Бог решил создать одно общество, где нет различия, иудей ты или еллин. И именно для этого Он устранил Моисеев Закон, который служил разделению, а не единству. Об этом прямо пишет Павел: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.» (Еф.2:14-16). «Преграда» здесь - Закон Моисея, который упраздняется, что бы было – одно общество. Но и это еще не все. Павел упоминает о кресте, подчеркивая, что за единство Иисус заплатил жизнью. А «иудействующие» все равно держатся за Закон, и как следствие – живут обособленно.
Не могу пройти мимо еще одной темы затронутой в Послании Иакова – греховной природы человека, не исцеленного Христом. Многие христиане, к сожалению, думают, что плоть их больна грехом и поэтому ее надо держать в «ежевых руковицах». Логичным завершением чего стал аскетизм.
Павел же учил о том, что ветхий человек упразднен и распят во Христе, что бы мы могли жить по новому, «по духу» (Рим.8гл.) Если же этого не происходит, то все попытки покорится Богу, будут заканчиваться полным провалом. О чем подробно рассуждает Павел в 7-ой главе послания к Римлянам, описывая от первого лица всю драму человека с греховной природой, который хочет жить по новому, но не может выйти из плена греха. А не происходит это только по одной причине, - люди пошли путем закона добрых дел, а не путем закона веры.
Так вот, в послании Иакова, есть такие строчки: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»(Иак.1:14) В 4-ой главе Иаков продолжает ту же тему: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1). Иаков похож на врача, который констатирует тяжелую болезнь человека и прописывает ему привычные, старые лекарства. Видя же, что выздоровления не происходит, сердится на несчастного больного. Подобными фразами и Павел описывает грешника: « в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих»(Рим.7:23) и еще: «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти»(Рим.7:5). Но в отличии от Иакова, Павел прописывает больному расстаться с Законом (дел) и довериться Иисусу: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве»(Рим.7:6). Это кажется невероятным!? Но парадокс заключается в том, что чем больше человек будет налегать на добрые дела, чтобы спастись, тем дольше будет агонизировать болезнь под названием грех. Всю эту драму ума человечества, Павел выразил гениальной фразой – «сила греха - закон» (1Кор.15:56).
Чем тоньше подделка, чем ближе она к оригиналу, тем она опасней. Так как не вооруженным глазом ее не сразу обнаружишь. Так и учение еретиков было похоже на истину. Говорили об Иисусе, учили делать добро, употребляли слово вера.…И потому неокрепшие христиане часто проглатывали эту наживку. Примером тому может служить Галатийские церкви. Поэтому о лжеучителях Павел и написал: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:13-15)
Именно по этой причине послание Иакова попало в канон Нового Завета, и очутилось рядом с письмами настоящих Апостолов. А случилось это по вине епископов севших на «седалище» Апостолов, которые в 4-ом столетии утратили дух Апостолов, поэтому и перестали отличать «священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10). Как тут не вспомнить пророка Исаию, который говорил о духовных правителях его времени: «в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис.28:7)
Теперь же беда в том, что всякий уверовавший в Иисуса, конечно, знакомится с Библией, с Новым Заветом. А там его поджидает оно – Соборное Послание Святого Апостола Иакова. Короткое, компактное, с простыми запоминающимися выражениями, чеканными фразами - формулами. И неутвержденные души проглатывают вместе с письмами Апостолов и это послание.…Поэтому у этих бегемотиков всегда болят животики.
Апостол Павел в свое время издал вопль: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал.5:12) …Прошло 20 веков. Возмущающие нас мутировали и приспособились к современной обстановке, «число их как песок морской» (Откр.20:7) Видимо каждому христианину необходимо пройти сквозь горнило искушений, порой самых изощренных, ибо «надобно придти соблазнам» (Мтф.18:7). Но Иисус – вождь нашего спасения, сам проживший тяжелую жизнь на земле, знает, как помочь нам. Надо только до конца доверять Ему и не бояться принимать Его откровения.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр.3:22)

Александр Дмуха

Комментарии

Кегль - 28.12.2009 12:49:05

Послание Иакова - это польза, однозначно


Jamestus - 29.07.2018 05:20:40

коммерческое предложение seo продвижение сайта По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 7 + 1

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: