УПУСТИЛИ ШАНС

Почему родной город Иисуса не принял Его?

«Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лук.4:23,24).

В отрывке Лук. 4:14-32 фигурируют два города, в одном из которых – Капернауме, Иисус совершал чудеса и приобрел славу Божьего человека, во втором – Назарете, горожане возмутились тем, что Он заявил о Себе как о ком-то большем, чем просто мудром человеке. Нам, людям живущим спустя два тысячелетия после этого случая, может показаться странным этот факт. По-нашему, все должно произойти в точности до наоборот: в Назарете Его должны принять, а в Капернауме – скептически оттолкнуть, как чужака, непонятно откуда и зачем пришедшего. В наше время в России часто поступают таким образом: своя вера, какой бы она далекой от Евангелия ни была – готовы принимать безоговорочно, а пришедшую из других стран, пусть даже и полностью основанной на Евангелии – отвергают.

Сегодня в моде патриотизм: своя страна, свой город, своя улица. Принято болеть за спортивную команду своих мест, гордиться своими музыкантами, своими художниками, героями, выдающимися земляками. Почему бы Назаретянам не принять соотечественника, ведь можно было бы вложить в него какие-нибудь средства (не обязательно материальные) и поднять имидж родного города, или хотя бы просто испытывать гордость за перспективного соотечественника?

По большому счету, в тексте есть какое-то объяснение поведению Назарян. Иисус указывает на то, что никакой пророк не принимается в своем отечестве, но Господь не объяснил, почему это происходит. Но ведь мы понимаем, что если никакой пророк не принимается в своем отечестве, у соотечественников имеется повод не делать этого. Какой повод не принимать Иисуса был у Назарян?

Можно предположить несколько вариантов:
1. Христа отвергли из-за зависти.
2. Отвергли потому, что хотели сохранить свой город тихим и спокойным.
3. Отвергли из-за боязни, что римские власти заинтересуются городом, в котором появился Мессия, что создаст определенные проблемы.
4. Отвергли потому, что не нашли достаточно доказательств Его мессианства.
Рассмотрим эти четыре варианта.

1. Христа отвергли из-за зависти. Конечно, завидовать тут есть чему. Христос, по их мнению, это сын простого плотника. Он не учился богословию, а фарисеи – учились, возможно прежде они уже расходились с Ним во взглядах(1). Как они могут принять Мессией того, кто по идее должен хуже них понимать богословие? Не случайными тут кажутся слова: «Не Иосифов ли это сын?» (Лук. 4:22). Но вряд ли одна только зависть могла настроить против Него всех Назаретских теологов. Зависть, конечно же, могла присутствовать в их сердцах, но этой причины недостаточно для того, чтобы не поверить Ему. Ведь, если Он – настоящий Мессия, глупо отвергать Его, даже если завидуешь Ему. Думаю, фарисеи не настолько были глупы, чтобы отвергнуть Мессию только на том лишь основании, что Он – успешен более них.

2. Отвергли потому, что хотели сохранить свой город тихим и спокойным. Этот аргумент вряд ли имеет основание. Ведь иудеи ждали Мессию. Им нужно было избавление от Бога. Они жаждали Его. Трудно представить, чтобы они говорили: «Пусть оно придет, но только не в нашем городе, мы не желаем лишнего шума и толп паломников». К тому же быть выходцем Назарета, не означало, что именно этот город «потеряет покой», ведь Христос не собирался проповедовать только в нем.

3. Третий вариант более-менее похож на правду, но и он не выдерживает критики. Во-первых, по той же причине, что и в предыдущем варианте. Во-вторых, жители Назарета были людьми не из трусливых(2). Как и во всей Галилее здесь жили люди воинственно настроенные против римлян.

4. Четвертая версия видится наиболее верной: они отвергли Его потому, что не нашли достаточно доказательств Его мессианства. Христос не случайно сказал им: «Вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме» (Лук.4:23). Ведь чудеса считаются многими людьми доказательством, хотя они и не гарантируют, что их свидетели тут же обратятся, как только увидят их. Иисус же, находясь в Назарете, по какой-то причине не делал чудес. По крайней мере, не делал их так явно.

Конечно, не видеть оснований для веры в Христа – совсем не означает, что таких оснований не было вообще. Просто человек может иметь притупленное сознание. Возможно это и происходило с людьми в той синагоге, потому что таков был Божий план, чтобы, будучи не принятым у Себя в городе, Христос обратился к другим городам(3). Вероятно, дополнительным стимулом к их субъективному суждению послужило то, что людям вообще трудно принять, что человек, которого они давно и хорошо знали, вдруг оказался Мессией. Как пишет Д.Е. Кларк: «Взять хотя бы простую современную семью: какой-нибудь престарелой бабушке, которая когда-то еще вручную молола зерно, трудно представить, что ее ползающий по полу внучек станет в будущем крупным профессором или даже лидером страны»(4).
__________________________________________________

Октябрь 2007
__________________________________________________

Ссылки:

1. Новая Женевская Библия. «Библейская лига» и Миссионерский союз «Свет на Востоке»: 1998. стр. 1409.
2. Фритц Ренекер. Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Cristliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание: 541 стр.
3. У.Баркли. Толкование на Евангелие от Иоанна. Модуль для программы «Цитата из Библии»

Олег Шорсткин

Комментарии

Станислав - 22.11.2007 19:24:42

Версия Кларка кажется наиболее предпочтительной. Похоже, Иисуса не принимали именно потому, что хорошо Его знали. "Неужели и Саул во пророках?". Который и царем-то вчера стал, и совершенно незаслуженно! Потому и родные решили, что Он "вышел из себя": до 30 лет вел себя, как все, ничем не выделялся, и вдруг начал делать непонятно что, вместо того, чего от Него ждали. Они же Его видели сопливым, уставшим, грязным, больным и т.д.! Какой из Него Мессия!
Из личного опыта: один из старых друзей, с которым я работал в ресторане, вместе пил, блудил и т.д., никак не мог поверить, что я стал "попом".
"Не мог сделать много чудес и дивился их неверию". Есть две причины, почему он иногда не "развлекал" их чудесами: 1) Не хотел, потому что вера называющих себя верующими в чудесах не нуждается. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. 2) Иногда хотел, но не мог: проявление даров, чудес - часто результат сотрудничества Бога с человеком. Если человек не хочет, ведет себя критично, не верит - чудес может не быть, что мы и наблюдаем часто сегодня. Есть много вещей, результат которых зависит от встречных усилий. Отношений ученик-учитель не будет, если учитель учит, а ученик не слушает. Брака нет, если один не исполняет завет. Отношений с Богом нет, если одна из сторон не исполняет завет. (Это ответ на глупый вопрос, поставленный сатаной для разделения христиан: можно ли потерять спасение? Бог верен обещанию; а верен ли ты? Если нет - нет и завета). Результат и в жизни часто зависит от сотрудничества сторон. Самый "продвинутый" проповедник ничего не сможет сделать с холодным, скептически настроенным залом. И наоборот, если зал взволнован, наполнен ожиданием и жаждой - проповедовать очень легко, Дух наполняет зал, и происходит все, что Бог задумал.


Олег - 22.11.2007 22:01:29

Спасибо, Станислав. Очень интересно.
Как-то ученики на вопрос Иисуса, за кого почитают Его люди, ответил: "за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.
(Мар.8:28). Действительно, они готовы были принять Его за пророка, но Мессией, увы, не признавали.
Как еще Христос сказал в другом месте: "...не узнал времени посещения твоего"(Лук.19:44).


Валерий - 24.11.2007 15:32:11

СТАНИСЛАВУ!Да,Станислав-это истинная правда,которая так не нравиться околохристианам.Односторонней связи не может быть!Будь верен Богу,и Он будет с тобой всегда!Уметь слушать Господа и уметь послушаться Ему во всем,значит находиться в вере,в Божьем плане и помазании!Спасибо Станислав за истину!


Станислав - 24.11.2007 21:43:40

Дорогой брат Валерий, это Христу спасибо за истину. Если вычесть из меня Христа, вижу себя лежащим на диване у телевизора, с бутылкой пива. Вот это - МОЕ! А если я могу сегодня говорить и жить по правде - это Христос. ЕМУ СЛАВА!
С остальным согласен.
Дорогому брату Олегу. Кстати, в последней версии ты приводишь интересную тему - они упустили шанс, потому что не нашли достаточно доказательств Его мессианства. Или, говоря другими словами, они считали себя хорошо знающими приметы настоящего Мессии: 1. Разве может быть что хорошее из Назарета; 2. Мессия будет призван из Вифлеема и несколько других. Как видим, их "знания" сбили их с толку. Интересно это потому, что сегодня происходит то же самое: многие церкви не распознают Духа Божия оттого, что Он действует не так, как диктует их вероисповедание (т.е., их толкование Слова). Вывод: пустая обрядовая религиозность жива сегодня точно также, как и во времена Иисуса.


Кегль - 25.11.2007 14:31:58

Станислав сказал:
> многие церкви не распознают Духа Божия оттого, что Он действует не так, как диктует их вероисповедание
- Согласен с вами, многие не распознают настоящего Духа Божия, потому что их вероисповедание диктует обязательное говорение на языках, например. Веяние тихого ветра не принимают, выжимая из себя духовную кипучесть плотскими усилиями.


Валерий - 25.11.2007 17:24:58

Кеглю!<Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымми языками>МК.16.17.<И исполнились все Духа Святого,и начали говорить на иных языках,как Дух давал им провещевать>Деян.2.4.Только иные языки явдяються знамением не для верующих,а для неверующих.Верующие же должны молиться об истолковании языков.Тогда и непоняток не будет.В Духе истолкование языков-дар Господен.Так,что если у кого-то, чего-то, пока нет,верю,что это может возникнуть, по желанию христианина и воле Господней!


Кегль - 28.11.2007 20:58:46

Вот-вот, пост Валерия - типичный пример того, когда ожидают действия Духа так, как диктует их вероисповедание.


Валерий - 30.11.2007 00:00:38

КЕГЛЮ!Дорогой брат!Я процитировал Вам Слово Божье,а Вы снова о вероисповедании.Подумайте!


Кегль - 01.12.2007 19:20:31

Валерий, ничего не имею против Слова Божьего. Я против толкования этого места, бытующего в вашем вероисповедания.


Валерий - 01.12.2007 19:28:30

Кеглю!А как еще можно истолковать то,что написано понятным языком и самим Богом!Что это неверно и Господь ошибается?...Нонсенс,честное слово.


Кегль - 03.12.2007 14:07:54

Валерий, истолковывать нужно так, как происходило в Деяниях, а не так, как происходит сейчас в некоторых деноминациях.


Станислав - 03.12.2007 14:54:14

Хочу призвать братьев к толерантности и напомнить им о том, что здесь - не место для межденоминационных споров. И что споры по этой и другим темам велись уже много столетий более грамотными братьями и богословами, но так и не привели к едиеному мнению. Нам нечего добавить, кроме распри. Пусть Дух Святой действует - Он знает времена и как не навредить. А наше дело - пребывая в своем исповедании, не вредить другому; наоборот, найти общее и действовать, исходя из него.
Кстати, об этом написано в статье "Деноминации..."


Кегль - 04.12.2007 15:04:18

Согласен, Станислав. Посоветовал бы вам добавить, что спор начался с вашей легкой подачи.


ИМХО - 05.12.2007 12:21:01

В общем, суть статьи такова: не упускайте свой шанс!
Не будьте теми иудеями, отвергшими Христа...


Станислав - 05.12.2007 13:18:05

Кеглю. Я начинал нормальную христианскую дискуссию. Когда она переходит на спор о деноминационных различиях в толковании Писаний - это та граница, где надо прекращать.
Согласен с ИМХО. Не упустим свой шанс закончить дискуссию вовремя и на хорошей ноте!


Кегль - 05.12.2007 22:15:38

Без проблем.
Просто некоторые хитрО поступают, из под тишка пиарнув свое учение, критикнув этих "иных". Но к вам это, конечно, не относится... Вы же никогда не делаете как эти некоторые делают, которые этих "иных" критикуют, но ответов от этих "иных" терпеть не желают. Эти "иные", по мнению тех "некоторых" должны быть смиренными и молчаливыми: не защищаться, и сносить любую критику. Вы так, конечно, не делаете.


Анита - 06.12.2007 05:59:38

Кеглю
уверяю вас, Стас совершенно не такой, который "из подтишка" он очень добрый и хороший.
и если вы мне позволите, я поставлю точку в этой недостойной перепалке двух Божьих мужчин, взрослых и серьезных.


Кегль - 06.12.2007 10:54:46

Факты, Анита, могут говорить об обратном.
Все, ставьте точку.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 2 + 6

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: